Мотивирование и затягивание клиента

Мотивирование и затягивание клиента - один из психотерапевтических приемов.

Нередко клиенты приходят немотивированные на работу. То есть они очень хотят, чтобы их проблему им решили, они мотивированы это даже требовать, но вот что-то делать самим - нет, на это у них мотивации нет. Если можно решить проблему клиента легко и быстро, не требуя от него специальных и тем более долгих усилий - здорово, а что делать, если легко его проблема решена быть не может? Если нужна серия встреч и продолжительная работа, в том числе активная работа самого клиента? Как мы объясним клиенту, что ему необходимо ходить и лечиться долго?

В этой ситуации многие терапевты начинают использовать разные формы мотивирования клиента и разные варианты затягивания его на работу. Варианты используются разные, при этом одним из основных является запугивание. Это самый распространенный вариант - долго и научно рассказывать клиенту, что если проблему не решить, она будет висеть тяжелой гирей и на нем, и на всех близких и дальних, короче полный ужас...

В чем секрет книг Сергей Лазарева? Он убедительно формулировал: если ты не начнешь прощать, не перестанешь злиться и во всем обвинять окружающих, не решишь других своих проблем, от этого у тебя разрушится печень и начнет работать программа самоуничтожения, а у людей, которых ты любишь, начнется диабет, рак, остановка сердца и очень скоро помрут все... Звучит доходчиво. Мотивирует, сразу хочется стать лучше...

Кроме запугивания, используется внушение, что настоящее излечение невозможно без специальной психотерапевтической работы.

Например, клиент боится, когда на него кричат. Под это была подведена теоретическая объснительная база, что все дело в том, что он боялся в детстве кричащего на него отца. Теперь можно работать со страхом и злостью, для чего клиенту объясняют, что пока "заряд" не выпущен по назначению, он будет искать свою цель. Объяснение: "Хроническая злобность (тот самый "заряд"), естественно, проецируется на других ("это они меня ненавидят"), и - тогда их есть за что бояться. То есть цепочка такая: сегодняшний страх, что накричат, это - вчерашняя злость на других - позавчерашняя злость на отца -позапозавчерашняя злость отца на него. Так терапевт формирует у клиента серьезность отношения к работе со злостью, доказывает ее неизбежность.

Естественно, в этой области много злоупотреблений по типу: создал искусственную проблему - успешно ее вылечил! В работе многих психотерапевтов иногда более 40% времени уходит не собственно работу, а на формирование проблемного мышления у клиентов и саморекламу. В этом случае оправданный психотерапевтический прием превращается уже в больную психотерапию.

Впрочем, часть терапевтов смотрит на затягивание не как на вынужденную меру, а вполне позитивно, меняя сам термин "затягивание" на термин "образ жизни". Как пишет президент ЕКПП Маркус Фай,

"Психоаналитической терапией называлось то, что делал Фрейд. Его случаи анализа были короткими по сравнению с сегодняшним анализом длиной в шесть-десять лет. <---> Люди будут обращаться за психоаналитической помощью на протяжении всей жизни, не один раз приходить на десятилетний анализ, а четыре- пять раз, в каждой переходной фазе, когда они страдают от проблем в отношениях, психосоматических симптомах, переживают психотические эпизоды. Они приходят не за идеалом "проанализированного человека", они хотят идти по жизни с психоаналитической помощью" (Фай М. Психоаналитическая терапия вчера, сегодня, завтра)

Мотивирование и затягивание клиента популярно в психотерапии, но мало совместимо с принципами синтон-подхода.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы