Мозговой штурм

01 января 2010 г. в 14:27

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) — групповой метод нахождения идей для решения проблемы. Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн.

Идея метода

Фильм "День радио"

Чтобы взглянуть на трудную задачу с новой, неожиданной точки зрения, нужны творческие люди, которые легко генерируют нестандартные, творческие идеи. Чтобы идеи таких творческих людей были хоть как-то реалистичны, нужны реалистично мыслящие критики. А чтобы хорошие идеи воплотить, нужны практики-организаторы.

 

Как объединить все это в одно целое? Нужно собрать вместе несколько оригинально мыслящих людей, поставить перед ними актуальную проблему и побудить их к высказыванию как можно большего количества вероятных решений, сколь бы неожиданными и даже вздорными они ни казались. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было их оценки. Критики принимаются за дело на втором этапе. Они сортируют предложения по степени их выполнимости и ожидаемой эффективности, отбрасывают непригодные и отмечают перспективные. Затем наступает очередь реализаторов, которые намечают конкретные практические шаги для выполнения выбранного решения.

Подбор людей и распределение ролей

Подбор людей и распределение ролей - важный момент мозгового штурма. Чем более свободно и оригинально умеют думать участники мозгового штурма, тем лучше. Эффективность возрастает при разнополом составе участников, когда женская интуиция дополняет мужской прагматизм. Полезно привлекать специалистов разного профиля, так как решения часто лежат на стыке смежных и даже весьма отдаленных специальностей (например, некоторые сугубо технические решения позаимствованы из области функционирования живых организмов; так возникла целая научно-практическая отрасль — бионика). Однако, кроме креативщиков, для других этапов мозгового штурма нужны и критики, и практики.

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

Постановка проблемы

Чтобы найти решение, вначале нужно четко понять, в чем проблема, а для этого необходимо определить, что нужно в результате и что этому мешает. (см. Ситуационный анализ). Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

Генерация идей

Здесь главное — количество идей. Этому способствуют:

  • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Обоснования - не нужны, нужны только идеи. Не делайте никаких ограничений: необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Комбинируйте и улучшайте любые идеи. Допустимо использование любых гипотез, аналогий, сравнений, фантастических образов.
  • В любом случае нужен ведущий, который поощряет высказывающихся, а в случае необходимости прерывает излишние словоизвержения. Заранее следует установить регламент. Фонтан творческих идей не может бить долго - затянутое обсуждение рискует вылиться в переливание из пустого в порожнее. Обычно получаса вполне достаточно. При этом главная задача ведущего - создать раскованную и доброжелательную атмосферу для проведения штурма: если участники относятся друг к другу с недоверием и опаской, продуктивности от них ждать не приходится.
  • Если в процедуре участвуют коллеги разного звания, рекомендуется первым дать высказаться младшим (по возрасту и по должности), дабы потом на них не «давил» авторитет старших товарищей.
  • Проведение мозгового штурма можно считать успешным, если удалось сформулировать пять-шесть достаточно реалистичных предложений, которые впоследствии могут послужить основой для практического решения проблемы.

Группировка, отбор и оценка идей

Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными.

Метод синектики

Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики.

  • Творчество
  • Решение жизненных задач
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Решение жизненных задач"
31 дек. 2009 г.
Решать разнообразные жизненные задачи можно разными способами. Основные из них: включить голову, использовать разум,поискать или спросить готовое (принятое в подобных случаях) решение. Например, вот я стою перед задачей, которую не в силах сразу решить. К примеру, что-нибудь техническое, вроде неработающего прибора. Я пытаюсь его изучить, осматриваю, ощупываю, кручу в руках, жмуосторожно различные кнопки, трясу.
1Подробнее →
Картинка к "Совместный поиск решения"
01 окт. 2022 г.
Тут важно не лениться и поискать возможно большее число разнообразных альтернативных решений.