Наказание или поощрение

​​​​​​​Одна из проблем научения — не только добиться нового, желательного поведения, но и избавиться от проявлений нежелательного. Главная цель наказания — устранить имеющее место поведение, а не заменить его новым. Часто, например при воспитании детей или их обучении, возникает вопрос, что лучше: наказать за проступок или дождаться желательного поведения и поощрить ребенка. Наибольших результатов удается достичь, когда наказание сопровождает старое поведение, а награда — новое. Хотя это всего лишь общее правило, которое не может использоваться во всех случаях жизни, оно подчеркивает важный принцип: следует обращать внимание не только на само поведение — нежелательное, устраняемое при помощи наказания, и желательное, поощряемое наградой, — но и на наличие альтернативы данному типу поведения. Если требуется отучить ребенка дергать кошку за хвост, то, согласно этому принципу, необходимо не только наказать малыша, но и предложить ему другое занятие (например, игру с игрушечной машинкой) и наградить его за переключение. Если человек осваивает работу с каким-либо механизмом, инструктор должен не просто терпеливо ждать, когда тот все сделает правильно, а показать ему его ошибки.

Наказание бывает потому что (был проступок - получи наказание!) и для чего-то: «в данном случае, исходя из наших целей, лучше всего сработает наказание, а не поощрение, и наказание такое…» Везти ли детей летом в деревню, на дачу или куда-то за рубеж, если предыдущий раз они вели там себя часто плохо? По принципу наказания «потому что» - не везти, не заслужили, а с точки зрения перспектив развития - может быть и стоит. Это развивающая среда, будут умнеть быстрее.

Как правило, целеориентированное влияние (в том числе наказание) более эффективно.

Поощрение или наказание

Статья Филиновой Виктории, детского и семейного психолоа

Все родители мечтают вырастить «хорошего ребенка». В действительности же, очень часто под словом «хороший» имеется в виду «удобный» – такой малыш, который всегда слушается, исполняет любые требования, проявляет ответственность в тех заданиях, которые поручил ему взрослый.

И все же вряд ли можно предположить, что родители, задаваясь целью вырастить «хорошего ребенка», мечтают о бездушном роботе, беспрекословно подчиняющемся и выполняющем все приказания. Безусловно, нет! Проблема в том, что многие качества, которые родители хотят видеть в своем ребенке (способность творчески мыслить, смелость, целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели), в повседневной жизни мешают общению с малышом.

Нужно ли ограничивать ребенка во всех его желаниях или лучше обходиться без контроля, который сужает рамки свободы? См.

Конструктивное наказание

Взрослые создают правила и запреты, а дети их нарушают. Дети не всегда послушны, а родители не всегда справедливы. Иной раз подзатыльник оказывается основным или даже единственным методом выхода из кризисной ситуации. Умеете ли вы наказывать? Какой ценой вы готовы отстаивать родительский авторитет? В каких случаях наказание идет на пользу? В этой статье вы найдете ответы на многие вопросы. См.

Статьи по теме:
Четыре цвета свободы: ограничения в жизни детей (Ю.Б. Гиппенрейтер)
Четыре цвета свободы: ограничения в жизни детей (Ю.Б. Гиппенрейтер)

Когда дети маленькие жесткость правил удобно обозначать цветами. Интересная система предложена Юлией...

0
Дети. Руководящие указания
Дети. Руководящие указания

С ребенком необходимо заниматься, играть, читать ему книжки, отвечать на задаваемые им вопросы…об эт...

0
Как не ругаться на детей
Как не ругаться на детей

Новорожденного иногда сравнивают с диким осленком - он следует только своим природным инстинктам. Не...

0
Как добиться от ребенка необходимого поведения
Как добиться от ребенка необходимого поведения

​​​​​​​Чтобы научить ребенка чему-нибудь или добиться от него определенного поведения, родители долж...

0
Как воспитывать – кнутом или пряником
Как воспитывать – кнутом или пряником

По мнению одного известного американского социолога, появление новорожденных на свет - это системати...

2
Конструктивное наказание
Конструктивное наказание

Взрослые создают правила и запреты, а дети их нарушают. Дети не всегда послушны, а родители не всегд...

1
Похвала и поощрение
Похвала и поощрение

Воздействовать на формирование характера, нормальных психологических качеств ребенка можно, разумеет...

0
Маленькие дети должны родителей слушаться (В. Филинова)
Маленькие дети должны родителей слушаться (В. Филинова)

Нужно ли ограничивать ребенка во всех его желаниях или лучше обходиться без контроля, который сужает...

0
Принцип «Не вреди!» как основа психогигиены общения
Принцип «Не вреди!» как основа психогигиены общения

Без психогигиены общения (без ее принципа «Не вреди!» и без ее информации о психологических закономе...

0
Эффективное наказание
Эффективное наказание

Эффективное наказание - наказание, дающее нужный результат. Наказание, которое решает ситуативную за...

0
Категории: