Направленность роста и развития личности

01 октября 2022 г. в 21:37

Есть направленность личности, а есть направленность роста и развития личности: это разные вещи.

Предположим, сейчас ребенок всей душой устремлен к компьютерным играм и другим развлечениям - это актуальная направленность его личности. Но направленность его личностного роста все равно идет к взрослению, и через несколько лет одни увлечения уступят место другим. Направленность личностного роста - направление развития человека в соответствии с его природными задатками. Впрочем, всегда трудно отличить, что в развитии человека от его биологической природы, а что формируется в результате социальных влияний, и, видимо, в большинстве случаев корректнее говорить не узко о направленности личностного роста, а шире: о направленности личностного роста и развития. Вопросов здесь много: направление роста и развития личности - всегда одно и тоже, либо это могут быть разные направления? У роста и развития личности есть только направление, либо есть и вершины развития (например, Просветление)? Если вдруг вершины есть, сколько их?

Развивать себя можно в разные стороны. Это может быть развитие:

  • в сторону смирения и поклонения перед Господом для спасения души,
  • в сторону гармонизации (в силу разных причин - например, для получения покоя) - смотри Гармонически развитая личность,
  • в сторону выработки всех необходимых навыков для выполнения тех или других поставленных задач (например, для успеха в бизнеса, или служению Отечеству), - смотри Иерархически развитая личность
  • в сторону максимального развития своих возможностей способностей. - Последнее и называется собственно самоактуализацией.

При всем разнообразии направлений развития своей личности людей волнует вопрос о главном направлении, и, возможно, вершине развития личности. Чему главному должно быть подчинены все разнообразные развития?

Б. С. Братусь: "Укажем лишь на одну проблему. Это проблема нормы, нормального развития человека. Критерием определения нормы стал психический, порой психофизиологический уровень развития, характер самого функционирования психики, ее адаптивность, приспособленность к миру, степень широты и качества удовлетворения потребностей и т.п. Образно говоря, стало главным, не куда человек стремится идти, а правильна ли и хороша ли его походка; не о чем он думает, куда направляет свои мысли, а эффективно ли работают его мыслительные процессы; не о чем он памятует, а какое количество единиц информации обрабатывает и запоминает. Разумеется, и это надо еще раз повторить, — нельзя сколь-нибудь принижать значимость этого функционирования, значимость аппарата психики, открытых учеными законов развития памяти, восприятия, мышления, эмоций и т.д. Но если это ставить во главу угла — не как средство, а как саму по себе цель развития, то жизнь человека теряет высшее измерение и редуцируется, сводится лишь к психическому процессу". См.

Единого ответа на вопрос о главном направлении развития личности, похоже, нет. Разные психологические школы дают разный ответ на этот вопрос.

Для гештальт-терапии оптимальный путь развития личности видится в наиболее полном раскрытии личностного ядра и проявлении во всех формах осуществляемой человеком активности, когда периферический и индивидный уровни функционируют в гармонии с определяющим сущность личности ядром и обеспечивают достижение внутреннего тождества человека с самим собой. См.→

Для синтон-подхода каждая личность затачивается под определенный круг задач, где она достигнет максимальных результатов. Это - личностная специализация. Три основные специализации - Самоактуализация, Отношения с людьми, Деловая успешность.

  • Развитие личности как процесс

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Механизмы, условия и источники развития личности"
31 дек. 2012 г.
Условия развития - это социальное и культурное окружение, помогающее развитию или мешающее ему. В деревне развивается деревенский мальчик, в Итоне - выпускник Итона. На основе этого формируется направленность личности, в том числе внутренняя позиция в отношении развития, склонность и способности личности развиваваться или нет, а если развиваться, то в какую сторону.
1Подробнее →
Картинка к "Направленность личностного роста по Роджерсу"
01 окт. 2022 г.
Есть направленность личности, а есть направленность личностного роста: это разные вещи. Предположим, сейчас ребенок всей душой устремлен к компьютерным играм и другим развлечениям - это актуальная направленность его личности. Но направленность его личностного роста все равно идет к взрослению, и через несколько лет одни увлечения уступят место другим. Направленность личностного роста - направление развития человека в соответствии с его природными задатками, есть выражение его изначальной природы.
Картинка к "Развитие личности"
01 янв. 2014 г.
В развитие человека, кроме развития личности, входит и физическое развитие, и развитие психических функций.
Картинка к "Развитие личности как авторские действия"
01 янв. 2013 г.
Призывы к личностному развитию имеют смысл только тогда, когда их может кто-то реализовать. А возможно ли это? Да, возможно. Развитие личности может быть не безликим, не естественным непроизвольным процессом, а тем, что произвольно и осознанно делает сам человек. Развитие личности может быть авторскими действиями - то, что человек задумал, решил и осуществил.
Картинка к "Развитие личности как процесс"
01 окт. 2022 г.
Разговор о развитии личности как процессе - это разговор о динамике этого процесса, о его различных механизмах. Механизмы развития личности, действительно, многообразны. Развитие может происходить в совместной деятельности ребенка и взрослого, развитие может быть следствием учебы или тренировки, развитие может быть результатом разрешения внутренних противоречий, развитие может быть результатом формирования - процесс развития личности многолик и сложен.