Направляющие вопросы

Книга Сергея Шипунова «Харизматичный оратор»

Глава 4. Словесная импровизация

Этот прием дает несколько десятков возможных направлений для дальнейшего развития словесной импровизации. Это своего рода подсказка о том, какие еще могут быть ассоциации на заданную тему. Прием взят из журналистики, где его используют для написания статей, находя с помощью вопросов новые варианты раскрытия темы.

Возьмите произвольную тему и подумайте, какие вопросы по ней можно задать.

Например, тема «живопись»:

  • Что такое живопись?
  • Когда появилась живопись?
  • Какие стили живописи бывают?
  • Что в живописи сейчас наиболее популярно?
  • Каковы перспективы развития живописи?
  • В чем польза от живописи для обычного человека?

Вот у вас уже есть 6 вопросов, которые можно использовать в дальнейшем, может быть, с легкой переработкой, для развития практически любой темы.

Например, для темы «яичница»:

  • Что такое яичница?
  • Когда появилась яичница?
  • Какие способы приготовления яичницы бывают?
  • Какой вид яичницы сейчас наиболее популярен?
  • Каковы перспективы развития яичницы?
  • В чем польза от яичницы для обычного человека?

Если вы загрузите в свою память 30-40-50 подобных вопросов, то они будут вас выручать в сложные моменты, когда потеряна мысль и нет понимания, в каком же направлении может развиваться дальше ваша словесная импровизация.

Приведем здесь небольшой список подобных вопросов:

  1. Что это такое?
  2. Когда это появилось?
  3. Какие способы приготовления этого бывают?
  4. Какой вид этого наиболее популярен?
  5. Какие перспективы развития у этого?
  6. В чем польза от этого для обычного человека?
  7. Чем это можно при желании заменить?
  8. Как это используют?
  9. Что использовали вместо этого некоторое время назад?
  10. Каким это будет через некоторое время?
  11. Какие негативные побочные эффекты могут быть от этого?
  12. Самый известный пример этого?
  13. Какова стоимость этого на современном рынке? От каких параметров зависит стоимость?
  14. Какие проблемы это позволяет решить?
  15. Кто чаще всего этим пользуется?
  16. Какое отношение к этому принято в обществе?
  17. Как этим правильно пользоваться?
  18. Из каких частей это состоит?

При желании вы можете легко дополнить этот список своими вопросами.

Чтобы лучше прочувствовать, как эти вопросы позволяют вытаскивать из головы различные интересные факты, давайте попробуем развить такую тему, как гитара».

1. «Гитара - это струнный музыкальный инструмент, который...»

2. «Первые гитары, похоже, появились в XVI-XVII веке (они пришли на замену лютне)...»

3. «Сейчас наиболее популярна шестиструнная гитара. Популярность обусловлена, скорее всего, тем, что...»

13. «Хорошая гитара может стоить от ... до ... рублей. Цена зависит от таких параметров, как...»

18. «Гитара состоит из полого корпуса, грифа и, как правило, 6 струн...»

Освоить эти вопросы проще всего в игровой форме. Для этого сделайте колоду карт, где на каждой карте будет записан один вопрос.

УПРАЖНЕНИЕ: Бесконечная беседа на троих (двоих, четверых...)

Берете произвольную тему. Кто-то первый вытаскивает карту и импровизирует, отвечая на вопрос, написанный на карте. Через некоторое время он останавливается. Теперь второй игрок вытаскивает новую карту, подыскивает в речи первого игрока наиболее подходящее слово, отталкиваясь от которого можно начать развивать новую тему. И так далее по кругу.

Например, решили начать со слова «пиво» и первая карта - «Когда это появилось?»

Игрок №1: «Первое упоминание о пиве можно найти еще в древневавилонской истории. В частности, есть упоминания, что нерадивых пивоваров, разбавлявших пиво водой, топили в этих же самых бочках...»

Игрок №2 вытаскивает карту «Самый известный пример этого» и думает, к какой теме прицепить этот вопрос. К теме «пиво», «древневавилонская история», «наказания», «нерадивые пивовары», «бочки»...

Игрок №2: «Раз уж речь зашла о древневавилонской истории, то хочется напомнить самую известную притчу из тех времен о строительстве вавилонской башни...»

И так далее по кругу.

УПРАЖНЕНИЕ: Интервью с вопросами из колоды

Игрок №1 играет роль известного человека, отвечающего на вопросы журналистов. Он тренирует свой навык словесной импровизации, отвечая на неожиданные вопросы.

Игрок №2 играет роль журналиста. Он случайным образом вытаскивает карту с вопросом из колоды и пытается встроить вопрос в интервью. Вопрос может относиться к любому слову, которое прозвучало в предыдущем ответе игрока №1.

Для «журналиста» это тоже творческая задачка: грамотно подобрать слово, от которого удобно оттолкнуться и так переформулировать вопрос, чтобы он звучал естественно.

Импровизация по маршруту

Разберем еще один вариант импровизации - импровизация по маршруту. Суть такой импровизации в том, что вы берете любые 3-4 слова и произносите речь, в которой плавно перетекаете из одной темы в другую, по очереди раскрывая их. См.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы