Навыки психолога-консультанта, синтон-подход

Синтон-подход – это подход личностно-деятельный, где человек рассматривается как автор своей жизни, лично отвечающий и за свою внутреннюю жизнь, чувства и состояния, и за свое внешнее поведение, за свою жизнь в целом. Основные черты синтон-подхода в консультировании, это:

  1. Перевод клиента из позиции Жертвы в позицию Автора, после чего его можно не лечить, а консультировать как здравомыслящего человека, обращаясь в первую очередь к его разуму.
  2. Сочетание в себе черты коучинга (стимулирует клиента на принятие собственных решений) и менторинга (консультант выступает в роли эксперта там, где он экспертом является).
  3. Работа преимущественно через позитив и конструктив: в человеке видим его возможности и силу, ожидаем от него энергичных и разумных действий.
  4. Сочетание моментов теплой поддержки и жесткой требовательности. Чем человек сильнее, тем больше к нему требований.

Качество подготовки консультанта, работающего в синтон-подходе, оценивается по следующим наблюдаемым критериям.

Личные качества консультанта

  • Имидж: соответствие внешности ожиданиям клиента.
  • Манеры и статус.
  • Речь: разумная простота, логичность, стиль, хороший голос.

Состояние консультанта

  • Собранность консультанта.
  • Спокойная расслабленность консультанта.
  • Способность к напору и энергетике.
  • Гибкость: легкость переключения между состояниями.
  • Заразительность: способность своим состоянием влиять на состояние клиента.
  • Автономия: способность не вовлекаться без необходимости в состояние клиента.

План консультации

  • Уяснение запроса клиента, его проблем и возможностей.
  • Перевод проблемы в цели, формирование целей консультации.
  • Быстрота формирования плана.
  • Адекватность плана.
  • Сила и гибкость плана: следование плану консультации и способность при необходимости план откорректировать.

Основные задачи и компетенции консультанта

  • Умеет установить контакт и вызвать доверие.
  • Умеет понимать. Умение расспрашивать, задавать закрытые и открытые вопросы, формулировать и проверять гипотезы, переводить общие слова в конкретику фактов.
  • Умеет чувствовать клиента. Калибровка состояний, эмпатия, вчувствование.
  • Быстрота, точность и глубина понимания ситуации клиента.
  • Умеет создать уют, комфорт, расслабление. Использование техник, помогающих клиенту расслабиться.
  • Умеет напрячь. Способность к конфронтации, адекватное использование провокативных техник.
  • Умеет приободрить. Использование техник, помогающих клиенту собраться, приобрести позитивный настрой.
  • Помогает поверить в себя. Выведение клиента из состояния Жертвы, формирование позиции Автора.
  • Создает конструктив. Переориентация клиента с поиска причин на поиск решения, перевод язык состояний на язык действий, перевод проблем в задачи.
  • Жизненный опыт. Адекватность практических рекомендаций для решения межличностных или деловых проблем клиента.
  • Простота, доступность, выполнимость рекомендаций для клиента.

Психологический инструментарий консультанта

  • Организация физического пространства консультирования.
  • Подстройка консультанта под позу клиента (совместимость поз).
  • Ведение – способность изменить позу клиента, сменить место и обстановку консультации.
  • Управление вниманием клиента: умение отвлечь от нежелательной темы, умение привлечь и зафиксировать внимание к нужному.
  • Разумность самораскрытия: открыты, когда необходимо насколько необходимо. Не боимся самораскрытия, не увлекаемся самораскрытием.
  • Использование оперативных внушений: позитив, энергетика и экологичность внушений.
  • Управление пониманием: поиск конструктивных осмыслений, рефрейминг видений клиента.

Организация процесса консультации

  • Бизнес-организация консультации, умение решать вопросы с деньгами, заключать бизнес-контракт.
  • Понимание разумных ограничений своих возможностей, умение отказываться от «не своих» клиентов.
  • Заключение контракта на консультацию или психологическое сопровождение: согласование ожиданий и ролей.
  • Умение «запрячь» клиента в работу: поднятие мотивации клиента и формулирование контракта на его работу.
  • Умение «продать» итоговые рекомендации, вызвав готовность их выполнять.
  • Умение завершить консультацию на позитиве.
  • Организация пост-сопровождения консультации: домашние задания клиенту, система поддержки и контроля.

Компетентность в ключевых проблемных областях

  • Умение работать со страхами.
  • Ситуации личных и жизненных потерь.
  • Решение проблем взаимоотношений мужчин и женщин.
  • Решение семейных проблем.
  • Вопросы воспитания детей.
  • Нахождение жизненных целей и ориентиров.
  • Психологические вопросы, связанные с работой и бизнесом.

​​​​​​​Данные требования к подготовке консультанты были рассмотрены в Европейской ассоциации консультантов (EAC) и признаны соответствующими европейским стандартам. Университет практической психологии, реализующий эти требования в подготовке психологов-консультантов, получил от EAC право выдавать своим студентам Сертификат Специалиста европейского образца.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Гость 4 ноября 2013 21:16:42

Добрый день! У меня нет психологического образования, но с детства есть мечта (идея) быть практикующим психологом. Хочу узнать ваше мнение: за какую ниточку мне зацепиться? С уважением, Жанна.

Н.И. Козлов 6 марта 2015 23:31:43

Жанна, я буду вам рекомендовать синтон-подход и Университет практической психологии.

Развитие темы

Самые популярные материалы