Не приставайте к детям, но делайте их заинтересованными людьми

01 октября 2022 г. в 21:37

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Важнейший вопрос во взаимодействии с детьми, это "Кому от кого чего надо?" Тот, кому что-то нужно, всегда слабее того, кто не заинтересован. Если нам нужно что-то от детей, в слабой позиции мы. Если мы сможем сделать так, что заинтересованным человеком окажется ребенком, наша позиция станет куда как более выигрышна.

Ситуация: вечер, детишки смотрят телек, а у Саши уроки недоделаны. Когда это выяснилось, мама кидает Саше (почти не повернув головы, просто в его сторону): "Саша, выключи телевизор и садись за уроки!"

Саша: — ... (никакой реакции)

Мама еще раз (в таком же развороте, но уже недовольно): "Я кому сказала, выключи телевизор немедленно!"

Саша: — ... (ноль эмоций).

Мама (уже обернувшись и почти на крике): "Сколько раз тебе повторять!"

Саша ответным криком: "А чего такого, телевизор нельзя посмотреть?!"

И так далее, без больших радостей и педагогических открытий. А чего, собственно, Саше трепыхаться: ему-то ничего не нужно, только что мама мешается!

Папа в аналогичной ситуацию строит свою беседу с Сашей по-другому. Он подходит и выключает телевизор, после чего заинтересованным лицом оказывается Саша. У него начинаются эмоции: "... ??? !!! ..."

Правильно. Вот тогда и беседа нормальная получается. По научному это называется использовать метод свершившегося факта.

В варианте мамы факт такой, что существующее положение вещей Сашу устраивает, а ей надо от него чего-то добиваться. Уговаривать. Требовать. Умолять. А в варианте папы его все устраивает, а договариваться и проявлять творческую инициативу уже надо Саше. Саша теперь стал заинтересованным лицом, и просто криком он уже не отделается. Не отмолчится. Вот теперь и договориться несложно.

  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Метод свершившегося факта"
01 окт. 2022 г.
Метод, где за счет быстрых и уверенный действий человек ставится перед уже сложившейся ситуацией.
0Подробнее →
Картинка к "Позиционирование"
01 окт. 2022 г.
Позиционирование — знаковое поведение, сообщающее окружающим о том, где ваше место, рядом с какими и среди кого. Чтобы вас спозиционировали нужным вам образом, отследите и заранее запланируйте такие детали, как: с кем начинаете общаться в большей степени? что сообщаете о себе в первую очередь? держитесь как кто?
Картинка к "Выгода, личный интерес"
01 окт. 2022 г.
Личный интерес - то, что важно человеку, когда он заботится лично о себе. Поесть, поспать, заработать денег, повысить статус, заполучить классного мужика или родить детей себе на радость. Выгода, личный интерес - одна из сильнейших движущих сил человеческого поведения. Проявление первой позиции восприятия. Личному интересу противостоят ценности - важные для человека вещи, которые выходят за рамки его личных интересов.
Картинка к "Заинтересованность"
01 окт. 2022 г.
Заинтересованность - это когда ты от того, что у тебя есть, получаешь много и хочешь получать это дальше. Но ты от этого никак смертельно не зависишь, и если это потеряешь, лишишься, то знаешь: «Я это вполне переживу».