Не ругайте вашего ребенка

Многим знакомы истории, когда поведение ребенка резко и необоснованно, порой до неузнаваемости, меняется в худшую сторону. Проступки выходят за рамки ставших за годы родными и привычными шалостей. Тихоня, доселе игравший в малоподвижные спокойные творческие игры, носится целыми днями как заводной, перевоплощается в сказочных персонажей, перестает откликаться на имя, придумывает себе новый мир и живет в нем. Отличник, успевающий по многим предметам, внезапно теряет интерес к школе, прогуливает занятия, становится неряшлив, груб. Прилежный оптимист-подросток втягивается в компании «трудных» сверстников, увлекается новыми веяниями современной юношеской субкультуры.

Заботливые родители, для которых любые изменения, происходящие с ребенком, не остаются незамеченными, пытаются восстановить гармонию внутреннего мира ребенка. К сожалению, часто помощь родителей сводится лишь к воспитательным мерам – «прянику» или «кнуту», попыткам установки полного контроля над жизнью ребенка. Если это не приносит должного результата, внутрисемейный конфликт нарастает, в него втягиваются все члены семьи. Клубок проблем становится таким, что распутать его по силе лишь специалисту. Но родители не всегда обращаются за помощью, объясняя поведение ребенка «ужасным характером», «дурачеством», желанием «поиграть на нервах».

Для начала определимся, что мы ведем с вами речь о выраженных, грубых и длительных нарушениях в поведении, а не единичных капризах, «праздниках непослушания», детском упрямстве и юморе, т.е. ситуациях, с которыми сталкиваются все родители.

Нужно усвоить, что с одной стороны ребенок вполне самостоятельная личность, имеющая свои права, желания, потребности. С другой, он – не взрослый в миниатюре! Не обязательно несносное поведение ребенка означает, что он действует «назло», намеренно ставит себя тираном семьи или стремится любой ценой довести родителей до «белого каления».

Причины, приводящие к нарушениям в поведении ребенка очень обширны. Неправильные подходы в воспитании, завышенный уровень требований, чрезмерная учебная нагрузка, стремление к самоутверждению и компенсации комплексов, - разве одни наши дети в ответе за все это? Дети, тонко чувствуют атмосферу внутри семьи и подобным образом реагируют на конфликты родителей. В более серьезных случаях под маской несносного поведения прячутся отклонения от нормального психологического развития или психические заболевания (например, под фасадом конфликтности, агрессивности, изменении черт характера подростка вполне возможно скрываются депрессивные расстройства). Наследственные факторы (а характер наследуется от родителей), тяжелая беременность, нарушения развития на первом году жизни служат фундаментом для появления проблем в старшем возрасте.

Девочка копирует взрослых.

​Детские психологи и психиатры относятся к внешним, внезапным, беспричинным, странным с точки зрения не специалиста изменениям в поведении как к симптомам, вершине айсберга, под которой может скрываться серьезная патология. Если в сочетании с проблемами поведения есть гиперактивность, утрата ранее приобретенных навыков, энурез, страхи, патологические привычки, фантазирование с игровым перевоплощением, уходы из дома и склонность к бродяжничеству, агрессивность, то следует проконсультировать ребенка у специалиста.

Для детского возраста характерно, что нарушения, вызываемые разными причинами, проявляются практически одинаково. Прежде всего это заметно в поведении. В детсадовском возрасте это повышенное беспокойство, заикание, расстройства сна, аппетита. У дошкольников и учащихся младших классов чаще встречаются страхи, повышенная возбудимость, снохождение и сноговорение, игровое перевоплощение, утрата контактов со сверстниками.

К сожалению, данные официальной статистики психического здоровья наших детей звучат ужасающе. Уже в возрасте до 3-х лет 9,6% детей имеют явную психическую патологию. Среди дошкольников лишь у 45% детей отсутствуют признаки нарушения психологического развития. А среди школьников старших классов распространенность нарушений в психической сфере достигает 70-80%. 48 % юношей признаются не годными к службе в армии, среди них четверть (!) по психической патологии.

Мы должны с вами осознавать, что сегодняшние дети – это завтрашние взрослые. Определить, что является причиной грубого нарушения поведения у детей и подростков может лишь специалист. Он точно скажет, где лежит корень проблемы, даст квалифицированные советы, а в случае необходимости окажет терапевтическую помощь.

Многие откладывают консультацию, считая, что детские психотерапевты лечат исключительно лекарственными препаратами, а работа с психологом окажется ненужной или не принесет ожидаемого результата. В большинстве случаев ситуация может быть исправлена в кратчайшие сроки огромнейшим арсеналом нелекарственных средств: это многочисленные методики индивидуальной и семейной психотерапии, поиск и устранение факторов, вызывающих нарушения, лечебно-оздоровительные и физкультурные мероприятия с нормализацией режимных моментов, гомеопатия и многое другое.


Когда у ребенка болит зуб, родители бегут к стоматологу, когда ребенок кашляет и чихает – к терапевту. При психологических же проблемах, тяжелой внутрисемейной ситуации, обращение за помощью, как показывает практика, откладывается. Безусловно, виной тому недостаток социальной рекламы и общего уровня знаний в сферах психического здоровья. Психологические и психотерапевтические службы в России, особенно в таких крупных мегаполисах как Москва и Санкт-Петербург, развиты достаточно хорошо. Они представлены диспансерами, консультативными центрами, психотерапевтическими поликлиниками, наконец, квалифицированными практикующими врачами.

Так может, прежде чем ругать свое чадо и с упорством его перевоспитать, стоит задаться вопросом, а почему ребенок плохо себя ведет?


Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы