Нирвана
​​​​​​​Ðирвана - понÑтие в Ñ€Ñде религиозно-филоÑофÑких традиций, обозначающее ÑоÑтоÑние оÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ñ‚ Ñтраданий. Ð’ общеупотребительном ÑмыÑле нирвана - Ñто ÑоÑтоÑние, при котором отÑутÑтвуют ÑтраданиÑ, ÑтраÑти; ÑоÑтоÑние умиротворённоÑти, наивыÑшего ÑчаÑÑ‚ÑŒÑ. ТранÑцендентное ÑоÑтоÑние непроходÑщего Ð¿Ð¾ÐºÐ¾Ñ Ð¸ удовлетворённоÑти.
Виды нирваны
Ð’ различных религиозно-филоÑофÑких иÑточниках говоритÑÑ Ð¾ 3-Ñ… видах нирваны:
- ÐœÐ¾Ð¼ÐµÐ½Ñ‚Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ð½Ð¸Ñ€Ð²Ð°Ð½Ð° - кратковременное ÑоÑтоÑние Ð¿Ð¾ÐºÐ¾Ñ Ð¸ проÑветлениÑ, знакомое каждому человеку.
- Ð–Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð½Ð¸Ñ€Ð²Ð°Ð½Ð° - ÑоÑтоÑние доÑтигшего нирваны в Ñтом теле при жизни.
- Ð’ÐµÑ‡Ð½Ð°Ñ Ð½Ð¸Ñ€Ð²Ð°Ð½Ð° - ÑоÑтоÑние доÑтигшего нирваны поÑле Ñ€Ð°Ð·Ñ€ÑƒÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ„Ð¸Ð·Ð¸Ñ‡ÐµÑкого тела.
СоглаÑно учению Будды, неÑÐ¼Ð¾Ñ‚Ñ€Ñ Ð½Ð° Ñтрадание, пронизывающее вÑе уровни обычного ÑущеÑтвованиÑ, ÑущеÑтвует ÑоÑтоÑние, в котором ÑÑ‚Ñ€Ð°Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐµ нет, и Ñто ÑоÑтоÑние доÑтижимо. Ðто и еÑÑ‚ÑŒ ÑоÑтоÑние нирваны. Переживание ÑоÑтоÑÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð¸Ñ€Ð²Ð°Ð½Ñ‹ в буддизме чаÑто обозначаетÑÑ Ð¿Ð¾Ð½Ñтием амата, абÑолютного духовного доÑтижениÑ, таковоÑти, разрушающей причинно-ÑледÑтвенную ÑвÑзь кармичеÑкого ÑущеÑтвованиÑ.
Ðирвана и ÑанÑара
Ð’ ÑоответÑтвии Ñ Ð´Ð¾ÐºÑ‚Ñ€Ð¸Ð½Ð°Ð¼Ð¸ буддизма махаÑны, нирвана поначалу раÑÑматривалаÑÑŒ как противоположноÑÑ‚ÑŒ ÑанÑары (круговорота перерождений), ÑоÑтавлÑÑ Ñ Ð¿Ð¾Ñледней единую реальноÑÑ‚ÑŒ. Позже, Ñо времён Ðагарджуны, поÑвилиÑÑŒ учениÑ, объÑвлÑющие нирвану тождеÑтвенной ÑанÑаре.
Тхеравада возвела противопоÑтавление нирваны и ÑанÑары в ранг оÑновной проблемы Ð¾Ð±Ñ€ÐµÑ‚ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ÑвобождениÑ. Данное противопоÑтавление ÑчитаетÑÑ Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»Ñющим конечную цель ÑущеÑтвованиÑ, ÑоÑтоÑщую в избежании Ñтраданий ÑанÑары и доÑтижении оÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‡ÐµÑ€ÐµÐ· нирвану. Однако, в отличие от махаÑниÑÑ‚Ñких школ, тхеравада не Ñчитает двойÑтвенноÑÑ‚ÑŒ нирваны и ÑанÑары преодолимой, два Ñтих контр-аÑпекта дейÑтвенны вÑегда и Ð´Ð»Ñ Ð²Ñех, Ð²ÐºÐ»ÑŽÑ‡Ð°Ñ Ð‘ÑƒÐ´Ð´Ñƒ и архатов. Как показательный пример Ñтой двойÑтвенноÑти, зачаÑтую приводитÑÑ Ð¸ÑÑ‚Ð¾Ñ€Ð¸Ñ Ð‘ÑƒÐ´Ð´Ñ‹ до перехода его в паринирвану, когда он был ещё на земле: он уже доÑтиг нирваны, но был также и в ÑанÑаре, ибо был воÑпринимаем органами чувÑтв окружающих.