О парадоксах процесса самоактуализации личности

Автор: О.И. Мотков​, кандидат психологических наук, доцент ИП РГГУ

Маслоу Абрахам Харольд
Маслоу Абрахам Харольд

​​​​​​​Опубликовано: МОТКОВ О.И. О парадоксах процесса самоактуализации личности / Магистр. 1995, № 6, с. 84 - 95

Abstract - An original approach to studying a person's self-realization and harmony is suggested. It is shown that an opti mal balance between success and harmony achievement is needed for an effective personality development.

Создатель теории самоактуализации личности А. Маслоу определяет потребность в самоактуализации как "желание человека самоосуществиться " (23, с.92). Человек должен быть тем, кем он может быть: музыкант должен создавать музыку, художник рисовать. "А. Маслоу называл самоактуализирующимися личностями тех, кто живет полной жизнью, более полной, чем средний индивид. Речь идет ...об умении использовать свой внутренний потенциал" (21, с. ЗЗ).

Сам термин "самоактуализация" впервые использовал К.Гольдштейн. Маслоу рассматривал самоактуализацию не только как конечное состояние, но и как процесс выявления и реализации своих возможностей. Он считал, что "человек всегда хочет быть первоклассным или настолько хорошим, насколько он может быть" (13, с. 113). Мы видим, что Маслоу ориентирует самоактуализацию на высшие достижения, максимальные в той сфере, к которой человек потенциально предрасположен. Дело в том, что он проводил биографические исследования пожилых людей с высокими успехами в избранной ими области - Эйнштейна, Торо, Джефферсона, Линкольна, Рузвельта, У. Джеймса, Уитмена и др. Изучал особенности личности "прекрасных, здоровых, сильных, творческих, добродетельных, проницательных людей" (там же, с. 109). Это люди с высоким уровнем самоактуализации. Им присущи такие черты как ориентация в большей степени на настоящее, внутренний локус контроля, высокая значимость ценностей роста и духовных ценностей, спонтанность, терпимость, автономия и независимость от окружения, чувство общности с человечеством в целом, сильная деловая направленность, оптимизм, устойчивые внутренние моральные нормы, демократичность в отношениях, наличие интимной среды, включающей немногих близких людей, креативность, критичность по отношению к своей культуре (нередко оказываются в изоляции в непринимаемой ими культурной среде), высокое самопринятие и принятие других (20, с.114; 5, с.359).

В контексте данной статьи особое внимание уделено возрастному и культурному аспектам самоактуализации личности. "Мы пока не знаем, насколько наши данные применимы в отношении молодых людей. Мы не знаем, что означает самоактуализация в других культурах..." (13, с. 109). И далее: "...молодые люди страдают от недостатка бескорыстия и от избытка застенчивости и самомнения" (там же, с.112). "Лишь в подростковом возрасте приобретают значение некоторые аспекты самоактуализации, которые в лучшем случае могут быть реализованы уже в зрелом возрасте" (20, с. 113).

Мы провели исследование степени гармоничности личности старшеклассников и студентов-философов Российского открытого университета. В отношении учащихся 10-х классов московской гимназии оно включало и определение уровня самоактуализации личности. В отечественной психологии это первое исследование самоактуализации старшеклассников. Наиболее интересным и парадоксальным оказалось то, что были обнаружены феномены личностной дисгармоничности у учащихся с высоким уровнем самоактуализации. Теория Маслоу описывает самоактуализирующихся личностей как в целом достаточно гармоничных, сбалансированных внутри себя и с внешней средой, как лиц с высоким уровнем развития. Этого мы не увидели у наших старшеклассников. Анализу результатов нашего исследования, причин внутреннего и внешнего дисбаланса у высокоактуализированных молодых людей и посвящена эта статья.

Прежде чем перейти к анализу, кратко опишем концептуальные положения, на которые опирается наш эксперимент.

Под личностью в данном случае понимается в широком смысле мотивационная сфера психики человека. Личностью и рождаются, и становятся. Изначальный, природный потенциал личности имеет сложную структуру и включает как минимум три взаимосвязанных компонента: базовые метастремления (потребности), характерологический потенциал и культурологический потенциал (см. рис. 1).

Природный потенциал является каркасом личности, который в течение жизни обрастает новыми оболочками: Я-потенциалами в виде Я-Я концепции, Я-Вы и Я-Мы концепций (отношениями с микро- и макросоциумом), Я-Земная природа и Я-Мир концепций. Кроме того, на границе с внешним и внутриличностным мирами существует ситуативно-личностная прослойка. В целом личность содержит природный базовый потенциал, Я-потенциал и ситуативный блок, имеющий дело только с ситуативными, "сиюминутными" целями.

Четыре базовых стремления делятся на -

первично адаптивные:

I - к сохранению и продолжению жизни - к саморазрушению, смерти;

II - к силе личности (уверенности и высокой самооценке) - к слабости личности (неуверенности, занижаемой самооценке);

вторично адаптивные:

III - к свободе, опоре на себя - несвободе, опоре на других;

IV - к развитию, самореализации, самоактуализации - к привычному, стереотипному функционированию.

Характерологические тенденции включают в себя мотивационные составляющие черт темперамента и характера. Черты характера созревают к 15-16 годам и в некоторой степени поддаются воспитанию и самовоспитанию; они модулируют, придают индивидуальный рисунок процессу реализации базовых и всех остальных мотивационных образований. Такую же функцию осуществляют и культурологические мотивации.

Культурологические мотивации - это первичные нравственные - безнравственные, эстетические - неэстетические, познавательные - непознавательные, психорегулятивые - непсихорегулятивные, телеснорегулятивные - нетелеснорегулятивные отношения личности. На их основе образуются ценности, в том числе и духовные.

Все мотивации личности имеют полярную природу. Положительные и отрицательные стремления и тенденции обозначены на рис. 1 знаками "+" и "--". Эти знаки обозначают противоположные по направленности побуждения. Их оценивание может производиться с разных точек зрения. Например, способствует или не способствует данное стремление внутренней и внешней адаптации личности, самореализации. Все стремления и тенденции находятся в потенциальном, либо в актуальном (готовом к осуществлению), либо в актуализирующемся состоянии. На первом этапе происходит перевод потенциального стремления в актуальное состояние.

С базовым стремлением IV (к развитию, самоактуализации) внутренне связана также изначально заданная система жизненных предназначений человека. Она ориентирует развитие на определенные виды деятельности. То есть она также является модулятором процесса самореализации личности. Часто эта система находится в скрытом состоянии и требует усилий по ее самоопределению, осознанию. Смысл жизни людей заключается в гармоничной самореализации своих жизненных предназначений.

Все компоненты базовой личности, а речь будет идти в первую очередь о ней, вносят свой вклад в процесс развития. Однако часто эти компоненты разрозненны, несбалансированы, противоречивы внутри себя и между собой. Особой задачей развития, самоактуализации является "психосинтез" всех отделов личности между собой, их интеграция в общую целостность. Существуют оптимальные для данного человека балансы различных мотиваций. Система внутренних оптимальных балансов личности создает внутреннюю гармонию (19, и др.).

Оптимальные балансы личности могут быть установлены и со средой, в которой личность живет и действует. Такая внешняя гармония собственно личности развивается в ее отношениях с исполнительной психикой (способностями, психическими процессами), с телом, с микро-макросоциумом, с живой и неживой земной природой, с различными аспектами Космоса, первоосновами бытия. Процесс установления таких оптимальных балансов внутри личности и с аспектами окружающей ее среды будем называть гармонизацией личности. Результат этого процесса - определенный уровень гармоничности личности. Внутренняя гармоничность, согласие с самим собой выражается в оптимальных балансах отрицательных и положительных базовых стремлений, адаптивно первичных и вторичных стремлений, оптимальных межкомпонентных соотношениях и др. Кроме того, она выражается в оптимальных психических состояниях, эмоциональных переживаниях. Внешняя гармоничность проявляет себя в оптимальном уровне реализации побуждений, в оптимальном образе жизни и функционировании.

Возникает законный вопрос: что же является критерием гармоничности и оптимальности внутренних и внешних соотношений, согласованности личности? Было выделено несколько критериев:

  1. гармоничность - несколько выше средней степень интеграции, целостности личности (внутренняя и внешняя интеграция определяется соотношением оптимальных и неоптимальных балансов в компонентах личности, в образе жизни и в самореализации);
  2. оптимальность: обеспечение длительной и устойчивой самореализации развития, так как только такое развитие может создать условия для более полной отработки всех природных потенциалов человека, всей системы его жизненных предназначений (приходится подчиняться законам последовательной реализации целей личности во времени и закону гетерохронии роста - неравномерного возрастного созревания самих потенциалов и неравномерной их возможной актуализации; развитие поэтому - это и накопление отдельных адаптаций, увеличение в связи с этим комплексности, целостности системы ориентирования поведения, усложнение и оптимизация функционирования, увеличение, при гармоничном развитии, мудрости жизни);
  3. устойчивое преобладание позитивного эмоционального тона, хорошего самочувствия, позитивных переживаний;
  4. несколько выше средней удовлетворенность своей жизнью (положением в семье, на работе, жизнью в целом);
  5. наличие большинства позитивных культурных ориентаций из набора основных ориентаций (в том числе и духовных) и большинства адаптивно необходимых видов деятельности, составляющих оптимальный образ жизни.

Мы, как и А. Маслоу, Ш. Бюлер, К. Роджерс, К. Хорни, Р. Ассаджиоли и др. считаем самореализацию, самоактуализацию своего жизненного предназначения центральным аспектом развития личности. Однако если Маслоу ориентирует в своей концепции самоактуализацию в первую очередь на максимальные достижения, то мы считаем такую ориентацию потенциально дисгармонизирующей личность и делаем упор на достижении гармоничности жизни человека, его развития. Гонка за большими достижениями достаточно часто делает процесс самоактуализации односторонним, обедняет образ жизни, может приводить к хроническим стрессам, нервным срывам, инфарктам.

Экскурс в концепцию природной личности понадобился для того, чтобы стали более понятными результаты проведенного нами исследования. Испытуемыми были десятиклассники школы-гимназии № 1256 Москвы, всего 27 человек. Использовались оригинальные методики: "Базовые стремления", "Образ жизни личности", а также тест Мини-мульт (определение психического состояния и черт характера), Самоактуализационный тест CAT (вариант М.В.Загика и Л.Я.Гозмана - 108 вопросов), Знакомство (10 характеристик Я), методика "Социально-психологическое регуляторное ядро личности" - "СПРЯЛ" Ю.А. Миславского, опрос о переживаниях полноты и гармоничности жизни, психогеометрический тест С. Деллингер. Методики позволяют выявлять характеристики природного потенциала личности - базовые стремления, характерологические потенциалы; характеристики социокультурного ядра личности; Я-концепции; целостные характеристики самоактуализации и образа жизни; эмоциональные переживания.

Показатели гармоничности имеются в методиках "Базовые стремления", "Образ жизни личности", тесте Мини-мульт. Их определение возможно и в других методиках.

Помимо экспериментальных, были собраны данные об успеваемости учащихся, об их увлечениях, занятиях в кружках, секциях, студиях и т. п.

Гипотеза

Гипотеза нашего исследования заключалась в том, что гармоничность развития личности играет не меньшую, а может быть, и большую роль в жизни человека, в самом процессе самоактуализации, чем стремление к высоким достижениям и сами эти достижения, чем использование своих талантов "до полнейшего выражения" (21, 1966).

Методика

Особо хотелось бы сказать о методике CAT - самоактуализационном тесте в варианте М.В.Загика (9). Это отечественная модификация классического теста POI - Личностного ориентационного опросника, разработанного учеником Абрахама Маслоу Эвереттом Шостромом в 60-х годах. И CAT, и POI валидизированы, определена их высокая надежность. CAT рестандартизирован на выборке советских граждан. Есть еще модификация POI, опубликованная Л.Я. Гозманом и М. Крозом с добавлением шкалы креативности (7). Однако в публикации нет профильного бланка. Мы выбрали CAT в варианте М.В. Загика, так как в нем есть весь необходимый аппарат и он является самым коротким вариантом - 108 вопросов, что существенно при проведении теста в школе (для сравнения: POI - 150 вопросов, модификация Л.Я. Гозмана и М. Кроза - 126 вопросов). Вариант М. В. Загика сохраняет всю содержательную структуру теста POI, все его шкалы и систему определения уровня самоактуализации. Сохранена вся "идеология" теста POI.

Результаты

Итак, были получены следующие результаты. Из 27 испытуемых только 3 вышли на высокий уровень самоактуализации по методике CAT. Несколько человек приблизилось к этому уровню. Существует общая, не очень выраженная тенденция: чем выше уровень самоактуализации, тем выше и гармоничность образа жизни (10% уровень значимости ранговой корреляции). Эта тенденция проявляется не у всех. Оказалось, что уровень самоактуализации учащихся весьма чувствителен к временным негативным психическим состояниям, к отрицательным локусам в Я- концепции. Например, ученица О.Е., 10 класс, имеет низкий уровень самоактуализации и высокий уровень гармоничности образа жизни. Она стеснительна, не довольна своей внешностью, что повышает неуверенность в себе. В то же время у нее в характерологическом статусе, помимо отражения неуверенности в себе, имеются и позитивные для самоактуализации потенциалы, умеренно повышенные шкалы 6 и 9, что говорит о хорошем энергетическом уровне, настойчивости, которые могут помочь справиться с ситуативными стрессами. Девушка учится на 4 и 5, занимается в кружках. Вывод: на уровень самоактуализации сильно влияют особенности психических состояний, повышенная тревожность. Обратим внимание на то, что у О.Е. в данных по САТу очень высокой, на уровне высокой самоактуализации, является шкала "Природа человека", т.е. представление о человеке как преимущественно добром, хорошее распознавание правды и неправды, добра и зла. Низкий балл по этой шкале означает, что испытуемый считает человека в сущности плохим и несинергичным.

Для нашего анализа важно то, что именно эта шкала у основателя теста POI Э. Шострома не дала достоверных различий между группами высоактуализированных и неактуализированных испытуемых. Все остальные шкалы теста показали достоверные различия. А именно эта шкала и в какой-то мере шкала "Ценности самоактуализации" отражают позитивные культурные ценности и ориентации саморазвития, личностного роста, стремление к высоким достижениям, на нравственный аспект культурных ценностей.

Парадоксальна самоактуализация высокоактуализированных испытуемых. Она противоречит идеальному образу таких личностей в теории Маслоу и представлению о высокоразвитых людях в нашем, российском, обществе. Девушки B.C. и Г.О. по интегральным показателям "ориентация во времени" и "внутренняя поддержка" проявили высокий уровень самоактуализации. Анализ показал, что это поднятие у них произошло за счет высоких показателей по шкалам "самоуважение" и "самопринятие". Они говорят о высокой самооценке, уверенности в себе. По шкале "природа человека" у девушек средний и ниже среднего уровень. В целом у них преобладает внутренний локус контроля, внутренняя устойчивость, способность жить в реальном настоящем, независимость поведения, уверенность в себе, хорошая контактность, высокая самооценка. Все эти качества, безусловно, создают хорошую почву для высокой самоактуализации по А.Маслоу, но у самоактуализирующейся личности сильно развиты "Б-ценности" - стремление к истине, добру, красоте, гармонии, всесторонности и т.п. (13, с.110). Эти "бытийные" ценности фактически аналогичны нашим метакультурным тенденциям в базовой личности, как по содержанию, так и по их изначальной укорененности в природе личности: "Высшие ценности существуют в самой человеческой природе и могут быть там найдены. Это противоречит более старым и привычным взглядам, что высшие ценности приходят лишь от сверхъестественного Бога или какого-то иного источника, внешнего по отношению к самой человеческой природе" (13, с. 170). "…Б-ценности являются смыслом жизни для большинства людей; самоактуализирующиеся люди их активно ищут и привержены им" (13, с. 110).

Как же обстоит дело с культурными, в частности, нравственными ориентациями у наших высокоактуализированных испытуемых? Шкала "природа человека", как уже отмечалось, на уровне неактуализированных. По методике "Знакомство" (10 характеристик своего Я) у обеих девочек выявлен высокий эгоизм и чувство превосходства над другими как существенные характеристики их личности. У них высокая успеваемость и серьезное отношение к учебе. После окончания школы хотят поступать в ВУЗы. По тесту Мини-мульт девушки имеют хороший характерологический потенциал для самоактуализации: умеренно повышенные шкалы 9, 6, 8 и 4. Но где-то на третьем месте - несколько повышенная тревожность. В целом преобладают жизненная активность, целеустремленность, высокая самооценка, оптимизм, спонтанность. Для сравнения: у лиц с низкой самоактуализацией на первых местах шкалы 2,7 и 1, то есть "депрессия", "тревожность" и "ипохондрические тенденции". Вообще тесты РОI и CAT дают высокозначимую корреляцию со шкалами и факторами теста MMPI, на основе которого сделан уменьшенный аналог Мини-мульт. Шкалы CAT "поддержка", "ценности самоактуализации", "самоуважение" и "спонтанность" высоко положительно коррелируют с фактором уверенности в себе и высокой самооценки MMPI (9). В то же время обнаруживается высокозначимая отрицательная корреляция CAT и POI со шкалами 2, 7, 0 ("0" -интроверсия) MMPI (9; 21).

Все эти факторы позволяют нам сделать следующие выводы. Тесты POI и CAT выявляют у старшеклассников характерологический потенциал самоактуализации личности, и в гораздо меньшей степени - ее общекультурный ценностный потенциал. Эти методики не определяют уровня развития личности, который должен включать в себя качество реализации базовых потребностей, качество характерологического статуса и степень актуализации общекультурных ценностей. Т.е. общий уровень развития определяется степенью гармонической интеграции и актуализации всех компонентов природного личностного потенциала. Необходима разработка комплекса методик для определения уровня развития личности, который на теоретическом уровне близок уровню самоактуализации Маслоу, но в отличие от него обязательно включает как весьма существенную составляющую степень гармоничности этого процесса.

Второй вывод связан с возрастным аспектом проблемы. 15-16-летние находятся на ранней стадии самоактуализации и, естественно, у них возникают дисгармонии и противоречия в этом процессе. Их важной возрастной особенностью является сильное стремление к независимости. Оно встречает сопротивление со стороны взрослых и часто еще более усиливается, защищается, что, в частности, проявляется в некотором повышении 6 шкалы теста Мини-мульт, ригидности, у многих старшеклассников. Субъективно это может переживаться и как эгоизм по отношению к окружающим, как внутреннее противоречие. "Мы всячески приветствуем... независимость, но... избыток внутреннего руководства опасен тем, что человек может стать нечувствительным к правам и чувствам других людей... Актуализатор... не впадает в крайности внутреннего руководства" (21 ,с.63). Именно это наблюдается у некоторых учащихся, особенно с благоприятным для самоактуализации характерологическим статусом. Они хотят многого добиться, но "гребут преимущественно под себя", забывая или пренебрежительно относясь к другим. Этим они создают почву для конфликтов с людьми и трудности в создании семьи, в поддержке дружеских отношений.

Возраст в какой-то степени объясняет и оправдывает такую дисгармонию в развитии личности старшеклассников. Родителям, педагогам и самим учащимся с высоким уровнем самоактуализации нужно особое внимание обращать на нравственное развитие личности.

Данные Шострома убедительно подтверждают правоту наших выводов. Сравнительные показатели разных групп испытуемых-американцев, протестированных по методике POI, выявляют более высокий уровень самоактуализации у мужчин-преступников, чем у студентов колледжей! (21). И хотя все эти группы не дотягивают до высокого уровня самоактуализации, все же факт знаменателен и позволяет заключить, что тесты POI и CAT не чувствительны к эгоистическим и антисоциальным тенденциям, которые препятствуют поддержанию устойчивой и длительной самоактуализации. Интересно, что шкала "природа человека" у преступников существенно ниже, чем у студентов. Для полноценной жизни в обществе необходим определенный уровень приемлемости форм и способов самоактуализации. Это важный компонент целостности, гармоничности личности, показатель ее зрелости (22, с. 36). Приемлемость в обществе и природе достигается не только принятием себя, но и других, нравственным служением не только микросоциуму, но и всему человечеству, земной природе, Космосу.

Если высокоактуализированные учащиеся склонны высоко ценить себя и низко других, то некоторые низкоактуализированные, наоборот, склонны низко оценивать себя и высоко других; и в том, и в другом случае мы видим дисбаланс в отношениях. Более птимальным и гармоничным является такой баланс: Я ценен и Вы ценны, и Мы, человечество, ценно. Видимо, такой баланс ценностей достигается постепенно с возрастом, когда преодолевается характерный для старшеклассников разрыв между силой базового стремления к свободе, самостоятельности и степенью его реализации в поведении (соответственно 4,2 и 2,4 балла, определяемых по пятибалльной системе оценок методики "Базовые стремления").

Для гармоничного развития личности существенна полнота реализации базовых потребностей, и в первую очередь позитивных. Возможно, что при высокой степени реализации базовых потребностей самоактуализации этих учащихся мешают отрицательные психические состояния, имеющие ситуативный характер. Но можно предположить и другое, что существует некий средний или несколько выше чем средний уровень полноты реализации, являющийся наиболее оптимальным, гармоничным, с точки зрения сохранения интенции к целостной, разносторонней самореализации личности. Последнее актуально для учащихся, которым предстоит еще много сделать самим (а не за счет родителей), чтобы действительно стать удовлетворенными своей самостоятельностью и своим уровнем развития. Но, как сказал кумир наших десятиклассниц Фредди Меркьюри, "Шоу должно продолжаться". Т.е. и удовлетворенность своей самоактуализацией не должна быть максимальной, иначе жизненная игра перестанет быть интересной и творческой.

Следующий случай показывает важность сбалансированности между первично и вторично адаптивными базовыми потребностями - более "низкими" и более "высокими" в терминологии Маслоу. У испытуемого Г.М. (9 класс) обнаружены очень сильное стремление к развитию и очень высокий уровень его реализации (и то и другое по 5 баллов при обследовании по методике "Базовые стремления"). В то же время у него слабо выражено первичное базовое стремление жить и сохранять жизнь, низка и степень его реализации (и то и другое по 2 балла). Наблюдаются очень низкие оценки, по 1 баллу, и по второму первичному стремлению к силе личности, к уверенности и высокой самооценке. По тесту Мини-мульт у Г. М. среди ведущих пиков шкалы 9 и 2, "жизненная активность" и "депрессия", что указывает на преобладающее состояние напряженности и сохраняющейся внутренней противоречивости с периодами апатии и растерянности. Г.М. так объясняет свое состояние: "Противоречий много: самые большие - это болезненное самолюбие и стеснительность. Все время упрекаю себя за стеснительность. Иногда чувствую, что живу не как нужно, но как нужно, не знаю. На окружающих не жалуюсь, хотя частенько они меня не понимают. Часто хочется уйти из этого мира, а страшно. … Жить полной жизнью - это находиться в гармонии с собой и окружающими".

Зацикливание Г.М. на самолюбии, стремление защитить свое Я видно из того, что ведущим пиком по Мини-мульту является у него шкала 6 - "ригидность". Реализация потребности в самостоятельности оценивается низко (2 балла). И сама она на среднем уровне. Осуществлению самостоятельности мешают стеснительность и, как обычно у подростков, зависимость от родителей и непонимание, невыявленность смысла собственной жизни. Г.М. - хорошо успевающий ученик, в школьном журнале ведет раздел по литературе, читает сложные книги.

Несмотря на активную самореализацию, у Г.М. нет чувства полноты жизни, гармонии с самим собой, нет даже выраженного стремления жить. Первичные потребности подавлены. Следовательно, одной самоактуализации недостаточно для того, чтобы чувствовать радость и полноценность жизни. Для этого совершено необходимо хотя бы на среднем уровне удовлетворение первичных потребностей и стремления к свободе. Интеллектуальная, творческая самореализация без этого не приносит успокоения и радости. А радость, как считал Н. Рерих, "есть особая мудрость. Радость есть здоровье духа" (16). Не все так печально у Г.М. Он - на пороге само- определения своего жизненного предназначения. Это кризис роста, но не упадок. Это его временное состояние. На это указывает наличие в профиле личности по тесту Мини-мульт достаточно высоких энергетических шкал - 6 и 9, создающих потенциально высокую силу Я. Эта сила и общение с мудрыми людьми и помогут ему выбраться из ситуативной депрессии.

Сходные дисгармонии между "земным" и "небесным" мы наблюдаем у студентов-философов Российского открытого университета. 19 второкурсников были обследованы по методике "Образ жизни личности", CAT и др. Оказалось, что у студентов духовная линия жизни (обращение к вечным вопросам жизни и смерти, истины добра и зла, смысла жизни, устройства Космоса и т.п.) выражена достоверно сильнее, чем у старшеклассников: средний балл у них равен 3,8 против 2,92 у школьников по пятибалльной системе оценок. Физическая же линия, выражающаяся в деятельности с преимущественно физическими нагрузками, у философов гораздо слабее: 2,9 балла против 3,52 у старшеклассников. Природная линия жизни, выражающаяся в занятиях на природе, в общении с природой, у студентов еще ниже: 2,45 балла против 3,4 балла у школьников. Анализ биографий многих знакомых и известных людей показал, что все 12 линий жизни, представленных в методике "Образ жизни личности", адаптивно необходимы. Субъективно они могут иметь разную ценность, но, тем не менее, нужно уделять внимание всем этим линиям (умственная и физическая, суетно-повседневная и вечно-духовная, природная и цивилизованная, коллективная и индивидуальная, творческая и рутинная, общение с противоположным полом и общение с лицами своего пола). Чем больше линий жизни игнорируется, не осуществляется, тем ниже степень гармоничности образа жизни личности. Игнорирование - это низкая оценка выраженности интереса к данному виду занятий и затрат времени на него (2 или 1 балл).

Высокий уровень гармоничности образа жизни наблюдается лишь у 26,3% философов, среди старшеклассников - у 35,5%. Лишь один студент вышел на уровень высокой самоактуализации. Ему "соответствует" у данного студента низкий уровень гармоничности образа жизни, что указывает на узкую специализацию сферы самоактуализации. Эти данные говорят о наличии дисгармонии между духовной и физической деятельностью у философов, указывают на недостаточный уровень общения с природой. Качество философствования от этих дисбалансов не увеличивается, а, наоборот, снижается. Как и в предыдущих случаях, мы видим здесь частичный характер самоактуализации и саморазвития личности в целом.

Интересно, что по данным В.Т. Мэя и Р. Иларди, студентки американского медицинского колледжа, склонные высоко оценивать религиозные ценности по Шкалам изучения ценностей, имеют низкий уровень самоактуализации. Ориентация на жесткие нравственно-духовные ценности или блокирует у них самоактуализацию, или не нашла еще путей своей активной самореализации. Скорее всего, имеет место и то, и другое. По данным Дэндиса, "догматизм" дает отрицательные корреляции со всеми шкалами POI, но "либерализм" связан положительно также со всеми шкалами теста, кроме шкалы "синергия" (21). Большинство религий часто ведут к догматизации личности, особенно у начинающих адептов, и к подавлению свободолюбивого и игрового характера самоактуализации. А, как мы видели выше, одних духовных и общекультурных ценностей недостаточно для гармоничного развития личности, для целостной самоактуализации. Нет прямой связи и уровня достижений с уровнем гармоничности образа жизни. Испытуемая Э.М., 11 класс, отличница, экстерном поступила на химический факультет МГУ. Показала очень низкий уровень гармоничности образа жизни. И наоборот, у среднеуспевающих чаще обнаруживается высокий уровень гармоничности образа жизни.

Подведем итоги

  1. Во многих случаях измеренный по методике POI и CAT высокий уровень самоактуализации является лишь частичной самоактуализацией и не может служить показателем общего развития личности. Этот вывод касается не только старшеклассников, но и взрослых людей. Обе эти методики измеряют скорее благоприятный для самоактуализа-ции характерологический потенциал личности, но не целостную систему ее внутренней детерминации.
  2. Подтверждена гипотеза о том, что развитие личности должно быть в первую очередь ориентировано на достижение гармоничного процесса самоактуализации, а не на достижение максимальных успехов в реализации предназначения. Иначе высокие достижения не приносят удовлетворения, внутреннего спокойствия и радости.
  3. Причинами неудовлетворенности высокоактуализированных учащихся являются серьезные дисгармонии в их природном, базовом личностном потенциале, в одном или нескольких его компонентах, частичность самореализации. Внешние дисгармонии личности порождаются внутренними.
  4. Состояние и степень гармоничности природного потенциала личности является главной детерминантой общих социокультурных и поведенческих характеристик человека.
  5. Гармоничная самоактуализация включает в себя: структурную гармоничность личности в виде интеграции внутренних потенциалов, установления преимущественно оптимальных соотношений внутри каждого из трех компонентов базовой личности и между этими компонентами; эмоциональную гармоничность в виде преимущественно позитивных психических состояний и эмоционального тона жизни; процессуальную ее гармоничность в виде преимущественно оптимального функционирования - разумного расходования энергетических ресурсов, умеренной силы желаний, поддержания игрового элемента в самоактуализации, уравновешенности разных видов занятий и т. п.
  6. Опираясь на канон золотого сечения, можно считать гармоничной ситуацию, когда примерно две трети внутренних и внешних соотношений личности оптимально сбалансированы, а другая треть не сбалансирована. То же, видимо, касается соотношения положительных и отрицательных переживаний в самоактуализации, и особенностей функционирования. Сбалансированные локусы личности оптимально динамизируют процесс развития. При этом следует учитывать особую необходимость первостепенной гармонизации адаптивно наиболее важных моментов базового потенциала личности: первичных базовых стремлений, нравственных культурных ориентаций и баланса в характерологическом статусе субневротических и нормально выраженных черт.
  7. Для американского менталитета достаточно характерна ориентация самоактуализации на очень высокие успехи в конкурентной социальной среде, на победный характер, на инициативу, способность достойно принимать вызовы среды. "Губительная ориентация нашего общества на рынок чрезвычайно затрудняет актуализирование" (21, с.35).
  8. Российский менталитет ориентирует развитие в первую очередь на требования остающегося во многом тоталитарным государства, на усредненность проявлений и, с другой стороны, на справедливость и совестливость (последнее, к сожалению, у многих только в идеале). Ни тот, ни другой менталитеты и социумы не способствуют процессу гармоничной самоактуализации.
  9. Уровень гармоничности развития личности может быть теоретически определен по соотношению числа оптимальных и неоптимальных балансов в природном базовом и в Я-потенциалах человека. Перефразируя Маслоу, сформулируем новый девиз: "Человек должен стать настолько гармоничным, насколько он может стать".

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. Л., 1991.
  2. Анцыферова Л.И. Концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу //Вопросы психологии. 1970 - № 3.
  3. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы //Психология формирования и развития личности. - М., 1981.
  4. Артемьева Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности. Там же.
  5. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.
  6. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987.
  7. Гозман Л.Я., Кроз М. Измерение уровня самоактуализации личности //Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М. , 1987.
  8. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982.
  9. Загика М.В. Психометрическая проверка валидности опросника, измеряющего уровень самоактуализации личности. Дипломная работа. Фак-т психологии МГУ, 1982.
  10. Голицын Г.А., Петров В.М. Гармония и алгебра живого. М., 1990.
  11. Лисовская Е. Самоактуализация личности //НТР и социальная психология. М., 1981
  12. Лучшие психологические тесты для профориентации и профотбора. Петрозаводск, 1992.
  13. Маслоу А. Самоактуализация //Психология личности. Тексты. М., 1982.
  14. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991
  15. Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практ. пос. М.: УМЦ ЮВО Москвы – Треугольник, 1993.
  16. Рерих Н. В кн. "Государственные и негосударственные гимназии, лицеи". М., 1994.
  17. Пошан Т., Дюма К. Маслоу А., Кохут Х.: сравнение //Иностр. Психология. 1993, № 1.
  18. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып. 4. М., 1994.
  19. Ферруччи П. Кем мы можем быть: психосинтез как метод психического и духовного роста // Экспериментально-прикладная психология. 1994, № 1.
  20. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1. М., 1986.
  21. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск, 1992.
  22. Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.
  23. Maslow A. Motivation and Personality. N.Y., 1954/
  24. Maslow A. Toward a psychology of being. N.Y.: Van Nostrand, 1968.
  25. Maslow A. The farther reaches of human nature. N.Y. , 1971.
  26. Shostrom E. Manual for the Personal Orientation Inventory POI. San Diego, 1966.
Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы