Обучение на основе собственного опыта: учит жизнь

Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький. - Конфуций.

Фильм "Изображая жертву"

Молодой человек в страшном сне вспоминает, как отец учил его в детстве плавать, выбросив из лодки в море. Тогда мальчик утонул, его откачивали. Сейчас он ненавидит отца.

Фильм "Майор Пэйн"

Этим ребятам трудно, но у них получается. Они обучаются на собственном опыте и набирают опыт позитива - опыт побед и уверенности в себе.

Собственный опыт бывает как позитивный, так и негативный; бывает либо естественный, либо создаваемый специально, в воспитательных целях.

Естественный - маленький ребенок в лесу заблудился, испугался, теперь один далеко в лес не бегает. Специально создаваемый опыт: ребенок от вас в лесу убегает, думает, что вы будете ему кричать и за ним бегать. А вы, напротив, решили его поучить и от него спрятались, чтобы он подумал, что заблудился. Сколько ребенку будет полезно без вас беспокоиться и плакать, вы можете решить сами.

Впрочем, в связи с недостатком разумного воспитания и обучения под обучением на основе собственного опыта у нас обычно имеется в виду обучение через негативный опыт: опыт проб и ошибок, опыт полученных неприятностей или пережитых страданий.

Собственный жизненный опыт - опыт ценный, не зря говорят: "За одного битого двух небитых дают". При этом нужно учесть, что негативный опыт учит не всегда и не всех: восприятие негативного опыта требует своей подготовки, определенного уровня развития личности. Предоставляя ребенку или сотруднику возможность получить собственный, скорее всего негативный опыт, задумайтесь, сумеет ли ваш воспитанник этот опыт переварить. Опыт страдания иногда не учит, а ломает.

Похоже, негативный опыт становится ценным капиталом тогда, когда поступает небольшими дозами и у человека есть возможности этот опыт освоить, "переварить". Чем сильнее человек, чем прочнее его внутренний стержень, тем более серьезный груз негативного опыта он может воспринять и "переварить". Чем слабее человек, тем меньшую дозу он может адекватно воспринять.

Замечание: ребенок не обязательно слабый, взрослый не обязательно сильнее ребенка.

Человек с больным (кривым) внутренним стержнем любой негативный опыт использует для ослабления себя, превращая себя еще в несчастную Жертву.

Менее распространено, но более перспективно обучать на собственном позитивном опыте, опыте удач, успехов, радостей и побед. Можно ли обучать только на позитиве, не знакомя человека с опытом поражения? - Вопрос любопытный, но скорее праздный: сколько бы мы ни старались, ошибки и поражения будут всегда, поэтому нет задачи создавать их специально. Однако тот, кто научился свои ошибки превращать в уроки и, проходя через испытания, делать себя умнее и сильнее, станет победителем.

Отдельно хочется выделить метод хорошо направленной свободы - создание (воспитателем) обстоятельств, от которых человек (ребенок) получает положительные и отрицательные подкрепления, направляющие его жизнь и развитие в нужном направлении.

Высоко оценивая собственный, приобретенный самим человеком опыт, не следует его переоценивать. Субъективность человеческого восприятия такова, что люди легко на основании своего личного опыта успешно убеждают себя в том, в чем они уже были ранее уверены. Личный опыт неуравновешенной личности, основанный на случайных эмоциональных впечатлениях - источник бытовых суеверий. Личный опыт рассудительного человека, основанный на достаточной серии наблюдений и экспериментальных проверках, заслуживает большего уважения.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Связанные статьи

Самые популярные материалы