Автор статьи А.И. Савенков

Одаренные дети – особенности психического развития

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности.

Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников, условно называемых нормальными. Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса.

Эти свойства выделяли и описывали не только психологи. Успех всегда был привлекателен, а потому первыми стали выделять особенности мышления и специфические поведенческие характеристики талантливых людей историки и биографы. Большинство из них пришли к выводу о том, что в детстве у многих выдающихся людей (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Г. Галилей, Петр I, И. Ньютон, Г. Гегель, Наполеон Бонапарт, Ч. Дарвин и др.) чаще всего встречались такие характеристики:

  • 90 % из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться;
  • 75 % выдающихся людей рано «созрели», были не по годам развиты в умственном отношении, отличались нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны;
  • почти 90 % из них были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;
  • по крайней мере 75 % были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью. Они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям.

Вот еще один список качеств, характерных для будущих творцов.

  1. Рано овладели знаниями в избранной сфере.
  2. Проявляли высокий интеллект, хорошую память.
  3. Были увлечены своим делом, энергичны.
  4. Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм.
  5. Умели контролировать себя.
  6. Имели стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми.
  7. Умели извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.

Исследователи-биографы утверждают, что многие политики (Джефферсон, Линкольн и др.) уже в детстве были разносторонне развитыми, оптимистичными, обладали притягательной силой, хорошо владели речью, были общительны.

Ученые (И. Ньютон, Д'Аламбер, Р. Декарт и др.) с детства отличались разносторонностью и широтой интересов, с малых лет были рассудительны и критичны.

Уже сами попытки подобных описаний наводят на мысль о том, что многие выдающиеся люди - ученые, художники, управленцы - имели ряд личностных качеств, существенно отличавших их от других людей. Качеств, которые и обеспечивали им успех в жизни. Естественно предположить, что формирование и развитие этих качеств у детей можно рассматривать как залог будущих выдающихся достижений, а следовательно, и как специальную педагогическую задачу по развитию творческих способностей.

​​​​​​​Предложенный ниже перечень характеристик творца не полон, и вряд ли он может быть завершен. Здесь уместно вспомнить о философском принципе неисчерпаемости объекта исследования. Поэтому, наверное, можно выделить какие-то еще свойства, но одно очевидно - те качества, что мы описываем, бесспорно, отличают истинного творца от посредственного человека. Отмечу также, что многие из них в разной степени свойственны всем людям, но уровень, на котором они проявляются, различен.

Одаренные дети – особенности познавательного развития

Характеристики, отличающие одаренного человека. См.

Одаренные дети – особенности психосоциального развития

Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. См.

Статьи по теме:
Детская одаренность
Детская одаренность

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что...

1
Вопросы перехода на компетентностно-ориентированное образование в специализированных школах для одаренных детей
Вопросы перехода на компетентностно-ориентированное образование в специализированных школах для одаренных детей

0
Игры и игрушки в развитии интеллекта и креативности ребенка
Игры и игрушки в развитии интеллекта и креативности ребенка

О важности игры и игрушки в жизни ребенка так много сказано и так много написано, что убеждать кого-...

0
Невроз отличника – пример работы психолога
Невроз отличника – пример работы психолога

- Это совершенно ужасно! То есть я хочу сказать, что это совершенно ужасно выглядит! - печально, но...

0
Одаренный ребенок в школе
Одаренный ребенок в школе

Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего они вырастают в интеллигент...

0
Скороспелые дети
Скороспелые дети

делаться зрелым - вот цель, к которой мы ведем ребенка, и можно было бы думать, что чем скорее эта ц...

0
Физическая активность и развитие интеллекта ребенка (Савенков)
Физическая активность и развитие интеллекта ребенка (Савенков)

Специалисты, изучавшие развитие интеллекта у малышей, постоянно говорят об устойчивой корреляции уро...

0
Категории: