Опыт системной интеграции основных направлений психологического консультирования

Не имея общего подхода к психологическому консультированию, мы всегда будем работать фрагментарно, основываясь на своем привычном видении и используя свои любимые «фишки». Перед сообществом психологов-консультантов стоит задача обобщения опыта, наработки общей теоретической и методической базы, задача интеграции различных подходов и направлений психологического консультирования. Мы далеки от того, чтобы брать на себя смелость учить, как работать коллегам-психологам, наша задача скромнее: мы хотим поделиться опытом нашей подготовки студентов Университета практической психологии. Надеемся, что это извинит те пункты в нашем изложении, которые покажутся слишком простыми, очевидными и всем давно известными: то, что является азбукой для опытного профессионала, оказывается иногда непростой новостью для начинающего консультанта.

Разрешите начать с цитаты из сборника «Психотерапия — что это?»

«... Давайте подумаем о Джоне: он испытывает боль каждый раз, когда поворачивает голову. Пытаясь избавиться от страданий, он может обратиться к ряду специалистов, а начнет с того, о котором на основании своего опыта и своих представлений думает, что тот поможет ему лучше других.

И что же? Джон наверняка обнаружит, что точка зрения каждого специалиста и предлагаемые этим специалистом меры будут самым тесным образом связаны с образованием и жизненным опытом этого специалиста. Так, например, семейный доктор Джона скорее всего поставит диагноз "повышенный мышечный тонус" и пропишет ему средства, расслабляющие мускулатуру. Спиритуалист, в свою очередь, выявит у Джона "нарушение спиритуальной гармонии" и предложит ему молитвы и лечение наложением рук. Психотерапевт же поинтересуется, кто "сел Джону на шею", и посоветует пройти психологический тренинг, на котором учат умению постоять за себя. Хиропрактик может обнаружить у Джона смещение шейных позвонков и начнет выправлять соответствующий раздел позвоночника, делая то, что в хиропрактике называется "манипуляциями". Натуропат же будет диагностировать нарушение баланса энергии и предложит акупунктуру. Ну, а сосед Джона, торговец мебелью для спален, скорее всего скажет, что износились пружины матраца, на котором спит наш герой, и посоветует купить новый матрац…» (Психотерапия — что это? Современные представления/Под ред. Дж.К. Зейга и В.М. Мьюниона / Пер. с англ. Л.С. Каганова. — М.: Независимая фирма "Класс", 2000. — 432 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 80)).

Едва ли нас стоит здесь спорить, кто из них прав. Думаю, нам важнее согласиться, что все эти причины в принципе могут иметь место, и хотя бы продумать все эти варианты – имеет смысл. Всегда ли мы осуществляем это в нашей психологической работе?

Необходимость комплексного подхода

Школы психологического консультирования во многом отличаются тем, с чем предпочитает работать психолог: с бессознательным в психоанализе, с телом в гештальте, с поведением в бихевиоральном подходе, с убеждениями – в подходе когнитивном, с образами (образно представленными проблемами) – в нарративном или процессуальном подходе.

Нужно ли так себя ограничивать? Нет.

На востоке, когда заболевала какая-либо из жен султана, доктор мог видеть только руку больной. Да, только прислушиваясь к пульсу, чудо доктора иногда могли больной помочь, но нужно ли сегодня такое искусство доктора, если вместо него можно провести комплексное обследование больной и ее же комплексное лечение.

Вместо изолированности специальных подходов нужен комплексный подход. У терапевта, у психолога-консультанта должен быть не один подход (один инструмент), а множество разнообразных инструментов.

Умение комплексной диагностики

Владея множеством инструментов, психолог должен понять, что нужно в данном случае конкретному клиенту.

Поработать с эмоциями? Предложить работу с телом? Осуществить работу с убеждениями? А может быть, более актуальна работа с поведением? Работа с образами? Работа с проблемным прошлым? Работа с жизненными смыслами? Что-то еще?

То или иное направление работы психолога-консультанта определяется запросом клиента, но не только им. Во-первых, часто запрос клиента как таковой отсутствуют, озвучиваются неопределенные жалобы, во-вторых, девушка может сама не понимать суть своей проблемы и по факту рассказывать консультанту то, что по поводу его проблем ей рассказала ее мама или подруга.

Выслушав запрос клиента, задача консультанта просмотреть все возможные причины проблем, а для этого у него должен быть такой список.

Как у врача: если клиент жалуется на проблемы с кожей, нужно сделать множество анализов по самым разным, но очень хорошо известным врачу направлениям. У врачей есть такие списки, что нужно проверить – такие же списки должны быть и у психологов-консультантов.

Порядок определения настоящей проблемы

Если пациент у врача жалуется на боль в животе, предположений у врача может быть множество: это может быть и непривычное для него питание, а аппендицит, и рак, и проблемы с желчным пузырем и печенью. Может быть, этот клиент просто примитивно объелся, а может быть у него иерсиниоз или что-то другое чрезвычайно редкое. Чтобы врачи не торопились вырезать аппендицит там, где у пациента элементарное несварение, у них есть рекомендации по порядку определения проблем.

Начинают все-таки с определения чего-то элементарного, типового, очевидного, и только если очевидное неочевидно, простые предположения не проходят, следует искать что-то более глубинное. Когда это правило нарушается, говорится о непрофессионализме.

Один из моих клиентов жаловался: он обратился к врачу-кожнику, тот поверхностно его осмотрел и сказал, что это все от нервов. И порекомендовал обратиться по поводу психосоматики к психотерапевту. Клиент, тем не менее, обратился к более профессиональному специалисту, тот сделал анализы, прописал простые таблетки для восстановления флоры кишечника, и за неделю все прошло.

Не надо искать глубинные причины проблем, пока не проверены более элементарные предположения.

Возвращаясь к психологической работе, повторим этот важнейший принцип:

Не профессионально искать глубинные причины психологических проблем, пока не проверены более элементарные предположения.

Очевидные, вероятные и глубинные психологические проблемы

Психологические проблемы могут быть любой тематики: про деньги и любовь, "не знаю чего хочу" и "не доверяю людям", но они называются внутренними, если человек корень проблемы видит внутри себя, а не в ком-то или чем-то внешнем.

Работая в внутренними проблемами клиентов, рекомендуется соблюдать следующий порядок, следующую последовательность работы с проблемами:

  • Очевидные причины проблем - затруднения и проблемы, видные невооруженным глазом и решаемые на уровне здравого смысла. Если девушка одинока, потому что просто сидит дома и никуда не выходит, в первую очередь нужно рекомендовать ей расширить круг общения.
  • Вероятные причины проблем - неочевидные, но вероятные причины трудностей клиента, имеющие наблюдаемые для специалиста признаки. Девушка не может наладить круг общения, поскольку у нее базарный стиль общения и выраженная обидчивость.
  • Глубинные причины проблемы - предположения о причинах проблем клиента, не имеющие наблюдаемых признаков. Причиной одиночества девушки можно предположить и ее детские психотравмы, и проблемы в родовой памяти ее семьи, и венец безбрачия, и проклятие соседки.

Если клиент заявляет какую-либо очевидную проблему, вначале следует работать непосредственно именно с нею.

Если парень не умеет знакомиться на улице, первые шаги должны быть элементарны – спросить, хочет ли он научиться, и если да - посоветовать как и где это сделать лучше. Если человек боится летать на самолетах, в первую очередь видимо стоит поработать с его страхом перед полетом, а не расспрашивать его о событиях его трудного детства. Элементарная десенсибилизация может снять страхи за полчаса, и если вопрос решен – он решен.

Очевидные причины проблем часто могут быть решены очевидными способами, для опытного консультанта - на уровне здравого смысла. Только если этого оказалось недостаточно, консультанту следует переходить на уровень скрытых причин проблем, начиная с самых вероятных, и только если исчерпаны все возможности, можно погружаться в проблемы глубинные.

Согласно принципу простоты, не стоит плодить дополнительные проблемы. Если что-то можно решить просто, это следует решать просто, хотя бы потому, что это быстрее и эффективнее, менее затратно с точки зрения времени и сил. То, что решается быстро, не честно делать долго.

Если проблему клиента можно объяснить простым практичным образом, не нужно раньше времени искать сложные объяснения.

Если проблему клиента можно попробовать решить поведенческим путем, не следует раньше времени идти путем глубинной психологии.

Если проблему клиента можно решить, работая с настоящим, не следует торопиться работать с прошлым клиента.

Если проблему можно найти в недалеком прошлом клиента, не следует погружаться в его прошлые жизни и родовую память.

Необходимо помнить, что глубинные проблемы - это область недоказуемого, где открывается полный простор как для творчества, так и для шарлатанства.

Психолог или терапевт, предлагающий не имеющую научной достоверности глубинную работу, обязан спросить себя: Каковы долгоиграющие последствия такой работы, чем отзовется такой вид психотерапии? Верой в сглазы и дурные приметы? Привычкой полагаться на удачу? Склонностью перекидывать ответственность на свое бессознательное? И чуть-что - обращаться к родовой памяти, вместо того чтобы подумать самой? Думается, что подобного рода этические соображения и проверка на экологичность для психолога-профессионала обязательна.

Профессиональная работа - последовательна и соблюдает принцип простоты. Профессионально начинать со здравого смысла, с определения чего-то элементарного, типового, очевидного, и только если решение на уровне здравого смысла не проходит, следует искать что-то более скрытое и глубинное. Когда это правило последовательности работы с проблемами нарушается, говорится о непрофессионализме.

Подход «Хорошо все, что работает» бывает близорук и поэтому не экологичен. Если муж устал, жена может после работы поднести ему 200 грамм. Мы знаем, это даст эффект, это сработает, мужу станет определенно легче. Можно также помочь ему и на следующий день. В чем здесь засада? Мы знаем, что в долгосрочной перспективе этот мужчина превращается в алкоголика. То, что дает надежный эффект сейчас, может обернуться серьезными и обширными проблемами позже. Гадалки и колдуньи работают не менее эффективно, чем коллеги психологи, но увлечение мистикой и эзотерикой, привычка полагаться на высшие силы, чревато снижением общей культуры, инфантильностью и привычкой к безответственности.

Систематизация вероятных проблем

В своей практической работы мы используем определенный список типовых вероятных психологических проблем. Тут самое время вспомнить о комплексном подходе в консультировании, о том, что человек — не только ум, но и тело, не только тело, но и душа, тут же вспомнить о организующих нашу жизнь жизненных смыслах, о смысле жизни и жизни духа. Мы говорили, что у терапевта, у психолога-консультанта должен быть не один подход (один инструмент), а множество разнообразных инструментов. Какие же инструменты реализуют этот комплексный подход?

На сегодняшний день мы выносим на ваш суд следующий список:

  • Проблемные динамики

Мстительность, борьба за власть, привычка привлекать к себе внимание, страх провала. Рудольф Дрейкурс (Dreikurs, R. (1968) Psychology in the classroom) дал замечательный инструмент, от которого странно отказываться.

  • Проблемное тело

Напряжение, зажимы, негативные якоря, общая или специфическая неразвитость (нетренированность) тела. Мы основываемся здесь не только на работах Александра Лоуэна (А. Лоуэн "Психология тела"), у нас здесь много своих оригинальных разработок.

  • Проблемное мышление.

Недостаток знаний, позитива, конструктива и ответственности. Склонность мыслить в категориях "проблемы", видеть преимущественно недостатки, заниматься констатацией и переживать без конструктива, запускать процессы-паразиты, транжирящие энергию впустую (жалость, самообвинения, негативизм, склонность к критике и мести). Тут нам в помощь разработки очень многих: Альфред Адлер, Фриц Перлз, Вернер Эрхард, одновременно это основное направление разработок Синтон-подхода.

  • Проблемные верования

Негативные или жесткие ограничивающие верования, проблемные жизненные сценарии, отсутствие мотивирующих убеждений. Эту линию начали Аарон Бэк (Аарон Бек, Артур Фримен. "Когнитивная психотерапия расстройств личности"), Альберт Эллис (Альберт Эллис. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоцио­нальный подход / Пер. с англ. - СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 272 с. (Серия «Ступени психотерапии»)) и Эрик Берн (Эрик Берн. "Игры, в которые играют люди"), продуктивно продолжили с тех пор очень многие.

  • Проблемные образы

Проблемный образ Я, проблемный образ партнера, проблемный образ жизненных стратегий, проблемная метафора жизни. Это как минимум нарративный и процессуальный подход, работа с рисунками и метафорами.

  • Проблемный образ жизни.

Нам кажется, что этот пункт недооценен современной практической психологией. Это про неорганизованный и нездоровый образ жизни, когда молодой человек живет преимущественно ночью, бизнесмен алкоголизируется, молодая девушка курит, это про жизнь-одиночество или проблемное окружение.

Практика

Если клиент приходит на консультацию, в первую очередь мы считаем обязательным услышать его запрос, если нужно – помочь ему его сформулировать. По возможности, мы ищем возможности перевести клиента из позиции Жертвы в позицию Автора, тогда мы можем работать уже не только с пассивным страдающим пациентом, но сотрудничать с вполне активным, мыслящим, ответственным человеком. Если запрос клиента решается прямым образом, на уровне явной проблемы – прекрасно. Если нет – у нас есть подсказка, список возможных скрытых проблем.

Измена

Предположим, женщина решает вопрос, что ей делать в ситуации, когда ей изменяет муж. После простого разбора оказывается, что стаж их семейной жизни двенадцать лет, у них двое детей, муж ее любит, она его тоже, измена была скорее случайностью. Успокоившись, головой она все понимает – разводиться в этой ситуации не стоит, правильнее было бы убрать обиды и наладить отношения, но душа болит и мужа наказать хочется. Вот тут и переходим к скрытым проблемам.

Смотрим, есть ли тут проблемные динамики? Нужно ли поработать с проблемным телом? Насколько конструктивно мышление женщины, возможно ли перестроить его на более позитивный и конструктивный лад? Есть ли проблемные и ограничивающие верования, препятствующие конструктивному мышлению? Что с самооценкой женщины, как она чувствует себя, можно и нужно ли изменить ее образ себя? И, кстати, сколько ночей она уже не спала – может, ей в первую очередь необходимо выспаться?

Сутулость

Девушка сутулится, хотя медицинских обстоятельств для этого нет. Очевидная причина - девушка за собой не следит. Вероятная - трусит быть яркой и первой. Консультант этого не сделал, вместо этого терапевт пошел по пути копания в маловероятных глубинных причинах: "все дело в сдерживании и торможении тобой твоих эмоций"...

Страх общения

Страх общения у адекватного человека может быть легко снят совокупностью следующих приемов: десенсибилизация, практика нестандартных поступков и обучение эффективному общению (тренинговых центров море). Но этим нужно заниматься, этому нужно учиться. Если человек не готов учиться и заниматься либо все-таки это не помогает (всяко бывает) - да, тогда адекватно обращаться к более скрытым и более глубинным проблемам.

Резюме

Как вы видите, в обучении студентов Университета мы стараемся избежать бездумной компиляции, бессистемного и беспринципного подхода «хорошо все то, что работает». Предложенный здесь подход нацелен на комплексное и системное использование имеющегося инструментария, на использование лучших наработок в практической психологии. Хочется верить, что эти размышления и подобный подход может пригодиться не только студентам, но и нашим уважаемым коллегам.

Список литературы

  1. Dreikurs, R. (1968) Psychology in the classroom
  2. Бек Аарон, Артур Фримен. Когнитивная психотерапия расстройств личности.
  3. Берн Эрик. Игры, в которые играют люди.
  4. Веселаго Е.В. Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история, философия, технология.
  5. Лоуэн Александр "Психология тела"
  6. Психотерапия — что это? Современные представления/Под ред. Дж.К. Зейга и В.М. Мьюниона / Пер. с англ. Л.С. Каганова. — М.: Независимая фирма "Класс", 2000. — 432 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 80).
  7. Эллис Альберт. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоцио­нальный подход / Пер. с англ. - СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 272 с. (Серия «Ступени психотерапии»).

Статья на английском языке: Experience of system integration of basic trends in psychological counselling

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы