Особенности мировосприятия и коммуникации носителей постмодернистской культуры

​​​​​​​Специалисту в области связей с общественностью необходимо обладать новейшими сведениями в области идеологии и мировосприятия людей, знать о тенденциях коммуникации своей потенциальной аудитории. Данный материал, представляющий собой синтез социологического и психологического знания, попытка феноменологического, «плотного» описания наблюдаемой коммуникации молодежи как в рамках вуза, на тренингах, так и в сети интернет.

Современные социологи рассматривают российское общество как общество модерн с вкраплениями постмодерна. Объектом анализа социологии всегда является общество. Однако, когда мы рассматриваем постмодернизм, объект трансформируется, так как релевантные ранее критерии анализа становятся не применимы. Объект постмодерна - это пост-общество. Это новый проект с новыми характеристиками, в котором участвуют молодые поколения, являющиеся как бы полем эксперимента этой новой парадигмы. Черты постмодернизма хорошо видны в массовой культуре, досуге, в движении за права человека, и в целом, - в процессе глобализации.

Основными характеристиками философии постмодерна являются: отрицание истины, закат «метанарраций», текстуальность и текстоцентризм, интертекстуальность. Основные характеристики постмодернистской культуры: цитатность, ирония, пастиш, коллаж, римейк, перформенс, карнавальность.

Суть постмодерна ясно очерчивается понятием логема. Это логическое начало, логос, циркулирующий в обществе, однако со своими особенностями и ограничениями. Это тот минимальный по сравнению с предыдущими стадиями развития общества организующий, упорядочивающий принцип, который дает возможность человеку совладать лишь с собственным телом и ближайшими, прилегающими к нему, предметами. В лекции по структурной социологии проф. Дугин (А. Дугин. Современная идентичность России на http://konservatizm.org/sir.xhtml) перечислил задачи, которые решаются на уровне логемы. Эти задачи являются каждодневными практиками и формируют мировосприятие, а также являются поводами для коммуникации. Все названия задач являются калькой английских слов, звучат на английский манер в форме герундия (то есть с окончанием ing, которое указывает на процессуальность действия). Представители такого сознания живут именно в таком длящемся настоящем времени, чередуя процессы или накладывая их друг на друга.

Рассмотрим эти практики с точки зрения дисциплин массовой коммуникации и включенного наблюдения и участия в некоторых сетевых проектах, а также с точки зрения теории гештальт-терапии, феноменологической психотерапии, которая занимается процессами, использует теорию поля и укоренена в настоящем. Социологической базой является понимающая социология (Шюц, Лукман, Бергер, Маффесоли), восходящая к феноменологии Гуссерля.

Жизненный мир включает в себя широкий набор явлений, которые по умолчанию считаются само собой разумеющимися. Этот класс предметов, явлений, событий составляет важнейшие точки опоры в структуре повседневности - «taken for granted» - само собой разумеющееся и гарантированное, чтобы «почва не уплывала из-под ног» и «мир не рушился». Человек проецирует свое понимание на весь мир, упорядочивает его явления, подвергает их «типификации», и действует далее исходя из своих схем, конструируя таким образом социальную реальность. Не может не быть, например, мобильного телефона, сети Интернет или «в контакте», не может не быть «постоянных восторгов, ведь я такая принцесса».

Рассмотрим и опишем действия и особенности восприятия реальности молодыми людьми, которые участвуют в постмодернистском социальном эксперименте по трансформации общества, примеряя на себе в основном американские практики, отражающие процесс глобализации и либерализации во всем мире, что совсем не означает отсутствие других процессов и идеологий. Например, новая идеология «ЕР», консервативный модернизм, с ее вниманием к ценностями и традициями России, наверное, сможет вдохновить однажды повзрослевших и уставших от игры пользователей сети. Мы старались записать практики и по-русски, и по-английски, а также расшифровать те явления, которые они называют в современной российской действительности, - они хорошо известны всем, кто постоянно или время от времени актуализирует данный стиль жизни. Забегая вперед, отметим, что все это средства занять себя и справиться со своим глубинным переживанием, чаще всего неосознаваемым, переживанием никчемности и бесперспективности.

  • Shopping – хождение по магазинам и бутикам (как средство от стресса, уныния или безделья);
  • Sightseeing (походить поглазеть бесцельно и пофотографировать все подряд);
  • Depilation (эпиляция для того, чтобы в спортклубе /спортинг/ тело выглядело красиво);
  • Tattooing (временные картинки меняют образ и настроение; нарисованная подводка контура глаз и губ выглядит профессионально и экономит время);
  • Piercing («как можно ходить с неприкрытым серьгой пупком?» удивляются студентки. Выбор сменной клипсы для языка также увлекательное занятие);
  • Практика «выбор одежды» отличается от шопинга, речь идет об утренней медитации, - какую комбинацию брюк и рубашки предпочесть;
  • Рефрешинг - refreshment – в это понятие входит не только питье жидкости (это полезно по всем диетам), но и обновление, освежение внешнего вида, макияжа, запаха;
  • SMS-ing (посылка и прием SMS сообщений; во многих телефонах принимаются сообщения «аськи», ЖЖ и «контакта»);
  • ТВ-контемпляция – contemplation - (зрительное погружение при отключении всей воли, пассивное и бездумное созерцание; способствует активизации клипового сознания – когда запоминаются только образы, вырванные из контекста и в дальнейшем связанные с другими образами произвольно);
  • Прием лекарств (витаминов, биологически активных добавок) как средство поддержания себя в хорошей физической форме (средства для похудания, энерджайзеры, например);
  • Dansing (это танцы в спротклубе или на мастер-классах, как правило, в группе и в одиночку);
  • а также: weekending, relaxing /релаксация/, driving /вождение автомобиля/, smoking /курение/, looking though /листание глянца/, все практики гламура - glamour, travelling /путешествия/, night clubing /посещение ночных клубов/, listening /ношение наушников/, интернавтика - internaut /нажимание пальцами на баннеры и ссылки в сети Интернет/, заполнение анкет - poll…

Все эти практики позволяют справляться с хаосом и тревогой, находиться на тончайшем уровне существования, наслаждаясь собой и принадлежностью к сообществу себе подобных, следуя постоянно обновляющимся предложениям культуры постмодерна; это существование без прошлого (корней, традиций, ценностей) и будущего (инфантильность, недоверие системам и структурам) и без глубокого общения. С точки зрения психологии, это копинг-стратегия (совладающее поведение, защита в стрессовой ситуации) брошенного ребенка.

В начале 2000-х психотерапевт Е. Петрова (Е. Петрова. Может ли выжить психотерапия в массовой культуре? // Гештальт-2003. Сборник материалов Московского Гештальт Института за 2003 год / Хломов Даниил) так описывала стратегии зарождающегося инфантильного общества, которое сегодня разрослось и укрепилось в своих практиках:

«Несложно перечислить несколько стереотипов, которые можно ожидать от инфантильной (массовой) культуры, которые будут наиболее актуальны в социальном поведении.

  1. избавляться от боли. "Чувствовать себя хорошо" детский принцип, "Если мне телесно комфортно - значит, все в порядке" (сравним - взрослый может терпеть дискомфорт ради дальней цели, у взрослого есть более сложные критерии оценки качества и полезности ситуации).
  2. надо иметь то, что принято (вещи, навыки, образ жизни, личные свойства). Если у меня нет нужных навыков, я "плохой" (Взрослый сам оценивает что и когда ему нужно) вариант - нужных атрибутов. Например, у каждого мальчика должен быть красивый ножичек.
  3. хочется расти (рефлекс увеличения). Больше денег, больше машина, больше квартира, больше возможностей, связей, телесности, здоровья...
  4. хочется переживаний. Чувств, ощущений, переживаний, вкуса, опыта позитивного или экстремального.
  5. хочется дополнительных миров, "тайных" от взрослых миров и пространств в которых и за которые не надо конкурировать».

Все эти 5 инфантильных стратегий присутствуют в практиках представителей постмодерна. Как мы уже отмечали, именно логос, рациональность, воля позволяют взрослеть, мужать, чтобы выстоять в хаосе неопределенности и двигать человека к цели, направляя к ней высвобождаемую энергию. Логема, этот минимальный логос, также справляется с этими задачами, но в самом мелком масштабе, на уровне тела. Имеется определенная свобода заниматься только собой, осуществлять работу по поводу себя, трудиться над своим телом. Тело не приспособлено к режиму и дисциплине, телу постоянно обеспечивается комфорт. Работа принимает развлекающий и игровой характер. Представители постмодерна не чувствуют социальной иерархии, как в пространстве интернета, так и во взаимоотношениях с начальством. Начальник должен соблазнить, увлечь работой и учебой, но не давать указания. Любое принуждение воспринимается как форма насилия, а наш герой как жертва. Он не терпит принуждения, но также и не реализуют свою волю во вне – у него нет сил и навыков брать ответственность, нет сил конкурировать - представители постмодерна работают на фронте своего тела. Насилие и конкуренция переместились внутрь психики, и часто представляют собой внутриличностный конфликт со своим идеальным Я: послать СМС сейчас или позже; ограничить себя в еде на полдня или на целый день. Инстанция власти (ригидные формы реагирования, как вариант психологической установки) перешла на уровень личности и угнетает ее, не давая действовать в направлении социума, останавливая инициативу.

Все силы идут на борьбу с собой и на ближайшее к телу окружение. Сил хватает на спонтанное реагирование по поводу ситуаций и комментирование в сети, на действия, совершаемые кликом мыши.

Теоретик понимающей социологии Г. Гарфинкель, известный своими экспериментами-проверками повседневных практик, ввел термин «культурный идиот», который применим к представителю сетевого пост-общества как аналог обывателя или маленького человека, который абсолютно дезинтегрирован или интегрируется случайно. Он является сам себе обществом и раздираем внутренними противоречиями, а его траектории движений в социуме не объяснимы с точки зрения классической социологии.

В Постмодерне фигуры фриков, психопатов (внутренняя империя героев фильмов Линча, гиперболизация Тарантино) перемещаются с периферии в центр культурного внимания, определяют стандарты искусства, моды, стиля. Форест Гамп стремится интегрироваться не в общество, но в «полноценного человека», взятого вне социума. Общий уровень притязаний и амбиций снижается. Люди получают удовольствие от маленьких побед – например, от конструирования новых слов и комментов в ЖЖ.

Имея до 500 «френдов» в контакте (чем больше тем круче), такие акторы, однако, не устанавливают социальные связи, а взаимодействуют только с теми, кто попадает в их пространство, сферу обозрения, здесь и сейчас, так называемые современники и сопространственники; во многом они открыты новому - у них нет знаний системы и контекста, есть конкретная реальность сейчас, с которой надо справиться сейчас. Культурный идиот никому не верит и не может ждать.

Ирландский социолог Энтони Гидденс (Anthony Giddens. Modernity and Self-Identity UK, 1996.; Э.Гидденс. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. СПб., 2004) написал работы по идентичности и трансформации интимности постмодерна, в которых указывались такие актуальные феномены реальности как отсутствие базового доверия к миру, тревожность и в крайней степени психоз (против чего в традиционном обществе предлагается опора в религии и вере). Гидденс пишет также о выстраивании отношений в новых условиях трансформации интимности и семейных связей, что является новой и креативной деятельностью, когда старые правила больше не работают, а новых нет. Такому положению дел и психологических состояний неопределенности современной молодежи остается только посочувствовать.

Осуществляя все эти практики, носители данного сознания и мировоззрения делают лучшее из возможного, чтобы адаптироваться к новому, сохранить смысл своего существования, не разрушить психику и справиться с хаосом в условиях ускользающего логоса, разума и порядка. История, социология, теория коммуникации, культурология, духовность, психология и психотерапия, безусловно, помогут интегрироваться в общество временно выпавшей молодежи.

Ссылки

  • Хайнц Абельс. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию, СПб., 1999.
Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы