Отличия секты от других типов религиозных организаций

31 декабря 2004 г. в 21:00

В (англоязычной) типологии церковных организаций секта противопоставляется деноминации и церкви. В то же время в русском языке понятие деноминация чаще используется как общее слово для любых подразделений внутри отдельной религии (в том числе для секты и церкви), а церквями обычно именуются основные традиционные деноминации (Православная Церковь и отдельные автокефальные церкви, Католическая церковь, древневосточные церкви, Англиканская церковь и некоторые другие).

Основные особенности

Основной особенностью сект по сравнению с другими религиозными организациями является ее молодой возраст. Как правило, со временем секты или исчезают, или превращаются в полноценные деноминации или отдельные религии. Понятие «секта» редко приложимо к религиозным организациям, существующим более 100—200 лет.

В то же время надо помнить, что такое разделение характерно прежде всего для христианства, за пределами которого понятие церковь, как правило, не используется.

Существует постановление суда ([http://www.iriney.ru/sects/witness/news018.htm]), гласящего, что "…слово «секта», как понятие, общеизвестно и употребляется в отношении религиозных организаций, которые исповедуют взгляды довольно узкой группы людей по сравнению с подавляющим большинством".

Таким образом, предствители христианской общины в буддистском государстве являются сектантами, и наоборот, в православном государстве сектантами будут считаться мусульмане.

Отсутствие четких и устойчивых признаков у терминов «секта», «культ», тем более «тоталитарная секта», «деструктивный культ» и «психокульт» позволяют при желании причислять к таким объединениям практически любое религиозное новообразование, религиозно-философское учение, культурно-образовательное или оздоровительное учреждение.

Вероучительные особенности: Для сект характерен более или менее выраженный доктринальный конфликт с исходной конфессией, себя они рассматривают как единственно верный способ ко спасению. Также для сект (особенно возникших в рамках христианства) характерны обвинения исходной конфессии в искажении вероучения и призывы к возврату к первоначальным истокам. Различные группы, вышедшие из Православия в XVII—XVIII вв. (духоборы, молокане, скопцы, хлысты и др.) именуются сектами поскольку отвергают многие доктринальные положения православия, в то же время отдельные автокефальные православные Церкви и даже неканонические православные юрисдикции никогда не именуются сектами, поскольку вероучительно ничем не отличаются от других православных церквей.

Временная компактность и наличие выдающегося лидера: если само христианство возникло как секта в рамках ветхозаветной религии (см. например, слова первосвященника Анании об апостоле Павле: «Нашедши сего человека… представителем Назорейской ереси» (в других переводах — секты) Деян. 24:5), то основные христианские направления нельзя назвать сектами, так как они как правило формировались в течение долгого времени (хотя формальное разделение часто можно точно локализовать во времени), а не были сформированы за несколько лет вокруг определенного лидера.

То же самое касается автокефальных православных церквей и самостоятельных древневосточных церквей. В то же время многие протестантские деноминации возникли именно как секты (баптизм, методизм, меннонизм, квакеры), поэтому этот термин долгое время употреблялся по отношении к многим или даже всем протестантским направлениям (но не к самому протестантизму, как целому).

Отношение секты и исходной религиозной организации

Можно выделить несколько вариантов развития взаимоотношений секты с исходной религией:

  1. Секта считает себя частью исходной религии, что признается остальной частью этой религии — например, старообрядцы.
  2. Секта считает себя частью исходной религии, однако это отвергается остальной частью этой религии (как правило, на основе серьезных вероучительных разногласий) — например, мормоны и Свидетели Иеговы считают себя христианами, однако не признаются таковыми остальными христианскими деноминациями.
  3. Секта лишь по происхождению связана с исходной религией, но считает(ся) отдельной религией — например, бахаисты.
  4. Секта изначально возникла независимо от других религий или на основе сочетания элементов разных религий.
  • Общество
  • Религия
  • Личность, общество

Комментарии (2):

Гость, 29 ноября 2014 г. в 17:10
Где ответ?
Гость, 17 марта 2019 г. в 09:08

Религии через веру формируют культуру мышления и деятельности. Секты навязывают свои представления, как освящённые Богом. Сколько сект, столько и мнений, как правило агрессивных, Чаще всего свои мнения направляют против религий и утверждаемого ими гуманизма. Пантеизм буддизма есть и в христианстве - богоподобие, духовные миры, Ад. Человек есть сначала духовное, потом социальное и телесное. Духовное формирует Целое, которое определяют содержание частей. Целое, как культура мышления, определяет законы развития цивилизации (социальное и телесное), в которых на основе его законов утверждается гуманизм и человеколюбие, как основы сотрудничества между людьми и обществами. В исламе Бог, как Целое персонифицирован, поэтому и строго следит за своими верующими, как Всевышний, наделённый способностями человека, отмечая достойное и недостойное. Ислам, как религия, формирует культуру мышления от целого к частям через персону Аллаха у различных национальностей, организуя сотрудничество и уважение к другими религиям. В христианстве Бог представлен в виде Святой Троицы, которая Животворяща и создаёт мир. Поэтому и человек в христианстве богоподобен, творческий, созидающий мир в единстве пространства-времени, мир цветовой, человеческую цивилизацию в виде Ноосферы в своём индивидуальном и общественном сознании. Все три религии объясняют эти законы, как глубинные смыслы своей веры, в основном одинаково. В основах веры они утверждают гуманизм в развитии цивилизации и человеколюбие в отношениях как приоритетные духовные ценности (Николай Гаша). В отличии от трёх мировых религий иудаизм придает большее значение поведению, чем вероисповеданию. То есть, мышление формируется от частей к Целому. У евреев есть вера в единственного реального Бога, к которому каждый человек может обратится.

Материалы по теме:

Картинка к "Секта"
31 дек. 2004 г.
Секта — религиозная группа, община или другая подгруппа, отколовшаяся от господствующего религиозного направления. В обыденном словоупотреблении секта - вредная замкнутость какой-либо группы, а сектанты - участники замкнутой группировки с опасными тенденциями. Термины Тоталитарные и деструктивные секты введены в обиход православным деятелем А. Л. Дворкиным предположительно в 1993 году и нашли употребление практически исключительно в публицистке и работах самого А. Л. Дворкина и нескольких его последователей. Академических определений для этих понятий не существует, что позволяет пользоваться ими произвольно, чаще судя об организации на основании тех или иных косвенных признаков.
0Подробнее →