Поддерживайте себя в ресурсном состоянии

Книга Сергея Шипунова «Харизматичный оратор»

Глава 2. Как преодолеть страх перед аудиторией

Управляем фокусом внимания

Бывает, что в самом начале выступления вместо того, чтобы наладить контакт с аудиторией, оратор совершает несколько мыслительных манипуляций и начинает дико бояться этой аудитории.

Одна из самых популярных стратегий страха - «фокусировка на негативе»

В чем-то она похожа на стратегию «фильма ужасов», но делается прямо во время выступления.

Руководство: как себя запугать

Вы заходите в зал и видите заполненную аудиторию. И в этот момент...

Среди всех лиц, которые смотрят на вас, выберите наиболее злое, недовольное, скучающее, безразличное лицо и начните смотреть именно на этого человека (можно выбрать несколько таких лиц).

При этом десятки других лиц - дружелюбных, улыбающихся, приветливых, внимательных - уберите из поля своего внимания.

В результате у вас должно получиться следующее: вся аудитория как в тумане, и единственное яркое пятно, притягивающее взгляд и наводящее ужас, - это недовольное лицо одного из слушателей.

Который на самом деле, может быть, хочет в туалет или съел что-то не то. И выражение его лица не имеет никакого отношения ни к вам лично, ни к вашему выступлению.

На протяжении всего выступления, смотрите, обращайтесь только к таким недовольным лицам. Если вдруг они подобрели и заулыбались - немедленно найдите новые, злобные, агрессивно настроенные физиономии!

Шутка шуткой, но даже опытные ораторы часто говорят: «Как вижу недовольное лицо, ничего не могу поделать - сразу кажется, что делаю что-то не то и не так. Взгляд все время возвращается к этому человеку, при этом теряю всю аудиторию. И это несмотря на то, что все остальные слушатели меня поддерживают! Получается, что из ничего сам себе создаю проблему».

Что же делать?

Одна из оптимальных стратегий: зайдя в зал, найдите в первую очередь те лица, которые вам улыбаются, поддерживают вас!

Иногда для этого можно использовать и «подсадных уток»: друзей, коллег, чтобы был хоть кто-то, кто вас поддерживает! В первую очередь установите контакт с этими людьми, подзаряжаясь от них позитивной энергетикой. Сначала выберите одного доброжелательно настроенного человека, секунд через 5-10 подключите второго, потом третьего. Потом можно уже включить в сферу своего внимания нейтральные, а в завершение - и недовольные, раздраженные лица (совсем игнорировать их, конечно же, не стоит).

Главное - не зацикливаться на них! Уделять им ровно столько же внимания, как и всем остальным слушателям.

Как только почувствуете, что теряете ресурсное состояние - сразу же возвращайтесь к поддерживающей части аудитории, чтобы подпитаться позитивной энергетикой.

Такая стратегия поведения помогает:

  • поддержать себя в ресурсном состоянии;
  • не потерять ту часть аудитории, которая позитивно настроена;
  • по мере возможности завоевывать внимание «скучающих» слушателей.

Как и у всякого лекарства, у такой техники могут быть противопоказания.

  • Не стоит игнорировать человека, который будет принимать решение после вашего выступления.

Например, вы делаете презентацию, а директор сидит с недовольной миной. В этом случае внимание ему лучше уделять с самого начала, не откладывая на потом.

  • Иногда недовольные лица ведут себя чересчур активно: шумят, отвлекают других. Игнорировать их в самом начале - тоже не лучший вариант.

Но в любом случае - не теряйте из виду тех, кто вас поддерживает. Если из двадцати человек целых семнадцать с интересом ждут вашего выступления, а вы видите только тех троих, что ведут себя неадекватно - это явно не лучшая стратегия поведения!

Что делать, если все в зале недовольны?

  • Во-первых, не делать из мухи слона - практически во всякой аудитории есть хотя бы нейтральные лица!
  • Во-вторых, можно отнестись к этому как к популярной игре «проверка на вшивость» или «проверка на умение держать удар». Игра почему-то популярна в мире бизнеса. В этом случае можно самому себе сказать: «Эти люди ведут себя так, потому что у них роль такая. На самом деле они хорошие, белые и пушистые. И после перерыва, когда они наиграются в эту игру, вести себя они будут уже адекватно. Ладно, поиграем...» Понимание, что это игра и что она скоро завершится, дает силы нормально провести начало презентации.
  • В-третьих, нужно попробовать понять, в чем суть недовольства, и отреагировать на него. Если всех в зале раздражает шум за окном, то окно проще закрыть. Если всем в зале жарко, и это вызывает всеобщее недовольство, то окно лучше открыть.

Эту технику можно использовать и для небольшой личной психотерапии.

Каждый вечер перед сном вспоминайте, что хорошего вам принес этот день, что вас порадовало, восхитило, доставило удовольствие. Проживите эти моменты еще раз, сфокусируйте свое внимание именно на них - и засыпайте со спокойной душой!

Люди перед сном обычно делают совершенно другое - проигрывают в своей голове самые неприятные события прошедшего дня. Фокусируются именно на них. Раздувают их до огромных размеров и долго потом мучаются бессонницей.

Спокойных вам сновидений!
ФОКУСИРУЙТЕСЬ НА ПОЗИТИВЕ, А НЕ НА НЕГАТИВЕ!

Игры со значимостью

Обычно мы боимся выступать, когда ожидаем, что аудитория будет нас оценивать. Когда думаем, что в аудитории собрались очень большие, важные, значимые люди, перед которыми ни в коем случае нельзя ударить лицом в грязь. См.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Связанные статьи

Самые популярные материалы