Половозрастные особенности позиций восприятия

01 января 2006 г. в 19:32

Авторы: Н.И. Козлов, А.Н. Лебедев

Источник: propos.ru

Примениение опросника "позиции восприятия" для оценки половозрастных особенностей развития личности с точки зрения позиций восприятия.

1. Введение

Один из аспектов восприятие личностью ситуации в практической психологии описывается понятием «позиция восприятия».

Основных, классических, позиций пять:

0. Нулевая позиция

Эта позиция исторически была добавлена после первых (отсюда номер) и обозначает их отсутствие. Нулевая позиция состоит в шаблонной реакции, подчинении внешним силам, требованиям, стандартам, традициям, собственным привычкам и социальным стереотипам.

1. Первая позиция

Ориентирование на собственные, персональные интересы, инициативы, потребности, желания.

2. Вторая позиция

Понимание и учет интересов, потребностей и желаний собеседника, партнера,

3. Третья позиция

Отстраненный взгляд «со стороны», оценивающий ситуацию максимально объективно и беспристрастно.

4. Четвертая позиция

Суммирование предыдущих подходов, системный взгляд. Эта позиция, как синтетическая, редко используется в анализе.

Дополнительно нами были введены еще две:

5. Пассивная первая позиция

Неконтролируемая зависимость от собственных, персональных интересов, потребностей, желаний, психологическая необходимость ставить их первым приоритетом.

6. Пассивная вторая позиция

Неконтролируемая зависимость от интересов, потребностей и желаний собеседника, партнера, подверженность внешнему влиянию.

Таким образом результирующий набор шкал разделился на две триады:

Шкалы I, II и III как активные, контролируемые умения, способности, навыки и

Шкалы О, п1 и п2 как неконтролируемые пассивные зависимости.

2. Методы

Для исследования использовался опросник «Позиции восприятия» (собственная разработка). Опросник был предъявлен через веб-интерфейс при помощи интернет 1456 респондентам, в возрасте от 12 до 70 лет, 1025 женщин и 431 мужчины.

Полученные результаты были стенированы в соответствии с методикой.

3. Результаты

Раздельно для мужин и женщин были получены следующие средние баллы:

Таблица 1. Гендерные различия позиций восприятия.

Рисунок 1. Гендерные различия позиций восприятия.

Как и следует из теории и общих соображений, для мужчин в среднем характерны более высокие значения шкал I, III и п1 (инициатива, самостоятельность, управленческий подход), а для женщин характерны более высокие значения шкал О, II и п2 (социализация, сопереживание, общение). Все различия статистически достоверны (p<.01).

Для анализа возрастных различий выборка была разделена на 2 группы: 792 респондента моложе 30 лет и 663 респондента от 30 лет и старше.

Таблица 2. Возрастные различия позиций восприятия.

Рисунок 2. Возрастные различия позиций восприятия.

Для более молодого возраста оказались характерны повышенные значения п1 и п2 (независимость с одной стороны и подчиненность авторитетам – с другой), все остальные шкалы имеют более высокие показатели для более старшего возраста, I и III в особенности (самостоятельность и способность к независимой оценке). Это согласуется с теорией и здравым смыслом.

  • Позиции восприятия
  • Тесты
  • Научные исследования Синтона
  • Синтон-подход
  • Автор Н.И. Козлов
  • Автор А.Н. Лебедев

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Позиции восприятия"
31 дек. 2002 г.
Положения наблюдателя во внутреннем пространстве относительно воспринимаемого объекта.
14Подробнее →
Картинка к "Психологическое тестирование"
01 апр. 2013 г.
Хороший психолог (не обязательно с дипломом психолога: это может быть опытный руководитель, квалифицированный кадровик, внимательный психиатр) расскажет вам о человеке все или почти все без всякого тестирования. Иногда для этого достаточно беседы, иногда и беседа не нужна, достаточно одного взгляда: на лицо человека, на его походку, достаточно услышать интонации его разговора. Однако хороших психологов мало, а разбираться в людях нужно, и вот тут пригождаются как раз психологические тесты.
Картинка к "Тренинги развития личности"
01 янв. 2014 г.
Тренинги развития личности (ТРЛ) - разновидность личностных тренингов. Тренинги развития личности отличаются от инструментальных тренингов (тренингов конкретных навыков) тем, что дают знания и развивают тактики, стратегии и навыки, повышающие личностный потенциал: помогающие более качественно решать жизненные задачи и применяемые в широком кругу ситуаций, повышающие возможности личности не в одной узкой области, а многих областях жизни.