Позиции восприятия и осмысление ситуации

Фильм "Мир эмоций: искусство быть счастливее. Занятие проводит проф. Н.И. Козлов"

Взгляд на ситуацию с разных позиций восприятия

Нередко наши клиенты имеют проблемы – или видят проблемы – в частности потому, что не разобрались в ситуации.

Например, есть ли проблема вообще? Страшно или нет то, что мы видим? Ужасно ли то, что нам предстоит? Какая катастрофа случится, если мы не сдадим этот экзамен?…

Или – путаются в понятиях, неверно представляют мотивы (свои или чужие), делают неверные выводы, не определились с тем, что же они хотят. См.

Адекватное и полное видение происходящего возникает тогда, когда клиент с помощью психолога использует для анализа происходящего все основные позиции восприятия: как это вижу я – минус шаблоны и неадекватные верования; чего я действительно хочу, плюс как видят происходящее и чего хотят другие участники ситуации; как эта ситуация выглядит объективно со стороны; откуда эта ситуация проистекла и к каким последствиям может привести. Как эту ситуацию можно рассматривать с позиции сильного и любящего человека?

Взгляд на одну и ту же ситуацию с разных позиций восприятия кардинально меняет и ее видение, и связанные с этим видением эмоции и переживания. Например,


Не поцеловал

Ситуация: муж торопится, вылетел, не попрощался, не поцеловал. И что это значит?

По позициям восприятия:

  • Шаблон. Как правило, взгляд эгоиста: "Забыл – значит не уважает. Не поцеловал – значит, не любит".

  • Первая позиция (Я-восприятие): Касается ли это моих целей? Если я была занята кашей и он меня не отвлёк – ну и замечательно. Если я хотела его поцеловать, то это я хотела – и я его поцелую, когда он придёт.

  • Вторая позиция (Ты-восприятие): Он так торопился, что даже меня не поцеловал. Радость моя!

  • Третья позиция (Сторонний наблюдатель): Ничего не значит. Мир – это поток нейтральных событий. Ничего серьёзного не произошло: муж просто торопился.

  • Четвёртая позиция: (Мы-восприятие): Он побежал на работу, заботится о нас! Любимый мой!

  • Пятая позиция (Взгляд с позиции системы): Мой муж работает для людей, и это очень важно. Горжусь своим мужем!


Кто заварит чай?

Ситуация: Я пришла к маме посекретничатъ-пообщатъся о женском. Мама просит папу заварить нам всем чай. Папа (лежащий на кровати и уставившийся в потолок) довольно в грубой форме переадресует это поручение мне.

Позиция № 0. Шаблон. «Человек естественный». «Ну ты же лежишь и ничего не делаешь, а нам пообщаться надо! И кроме того, вкусный ужин ведь я приготовила, ну неужели нельзя такую малость сделать - чай заварить!». Что чувствую: эмоции: возмущение, гнев, раздражение, обида

Позиция № 1. Мои интересы. Про себя: «Ну вот, совсем ничего уже делать не хочет, только лежит». Что чувствую: раздражение, сержусь и фыркаю. Фактически: натягиваю на себя маску «и сама все сделаю, но чай пить не приходи!» иду и фильтрую воду, кипячу чайник, завариваю чай.

Позиция № 2. Я в позиции ДРУГОГО. Он с дороги, наверное, еще в себя толком не пришел, ладно уж, сама все сделаю. И его позову, {забота, слегка снисходительное отношение).

Позиция № 3. Ничего личного! Папа вчера приехал, уезжал в ночь, в поезде, наверное, не выспался - выглядит уставшим, да и давление, наверное, высокое. Что чувствую: понимание, легкая тревога за его здоровье.

Позиция № 4. Мы все вместе. Папа вчера приехал, возился там, помогал сестре и ее мужу с ребенком, Надю учил машину водить, в гараже полки какие-то делал. Устал, наверное, да и здоровье у него уже в его 70 лет не ахти. Какой он все-таки еще ответственный и активный в своем возрасте, а ведь ему трудно! Пусть отдыхает. Что чувствую: легкая тревога о здоровье, забота, сочувствие.

Позиция №5. Я-Ангел. Не дожидаясь папиного ответа, предлагаю сама заварить чай, мне это сделать легко, я соскучилась, пообщаемся все вместе за столом, я и папины любимые мармеладки купила. Что чувствую: радость от того, что могу позаботиться о близких и собрать их вместе за столом.

Садилась за написание текста действительно огорченная. Как только дошла до Зей позиции - мне уже стало стыдно. К четвертой позиции поняла, что то, что я все равно сделала (пошла и приготовила чай) можно было сделать без всей этой обиженной мимики и фырканья, что снизило ценность. Вывод: Это упражнение для меня нужно встроить в жизнь, очень хорошо помогает переключить отношение к человеку и к ситуации, посмотрев на нее со всех сторон. Надо взять в контракт!


Дорога в аэропорт

Девушка поехала в командировку в другой город. Большой чемодан с вещами, две сумки с реквизитом, сумка с ноутбуком и периферией, принтер, очень-важный-сундучок и две руки на всё. А в городе четвёртый день метель, при этом дороги не чистят по определению. Просто потому, что там не принято чистить дороги. Кроме главной, имени В.И. Ленина.

И вот, подошла к концу командировка, пора в обратный путь. Вызвать такси. До самолёта уже не так много времени, а такси задерживается. Наконец, подъезжает старый разбитый логан. И девушка смотрит на большой чемодан с вещами, две сумки с реквизитом, сумку с ноутбуком и периферией, принтер, очень-важный-сундучок и две руки на всё, после весьма скептично окидывает взглядом логан. Появляются первые сомнения. Таксист сидит в машине, и вылезать под снег явно не торопится. Наконец, после просьбы помочь, нехотя выбирается из машины и открывает захламлённый багажник, стоит рядом. Мол, закидывай. А помочь? С гримасой вселенской скорби помогает. Наконец, они едут в аэропорт. При этом, на всём протяжении пути водитель недовольно ворчит, комментируя свои действия, девушку, погоду, власти и мир в целом. И

...и приходит время нулевой позиции восприятия, время слепоты шаблона:

Где-то внутри начинает разрастаться волна раздражения, гнева, желания убить этого опоздавшего ворчуна. Дать локтём по горлу, переломать пару рёбер, избить всю машину этим ворчливым организмом. Впасть в ярость, наслушавшись таксиста, не выдержать, устроит ему скандал. Впрочем, конфликт можно начать и раньше, ещё у подъезда! Только к дому подъедет старый логан, сразу начать выпады: "Почему машина такая маленькая?", "Почему опаздываешь?", "Дверь мне открой, я тебе плачу!", "Ты ещё и куришь в машине? Открой окно, не хочу здоровье портить!" Пассажир раздражён (много вещей, машина опоздала, подали маленькую, настроение такое, и вообще встал не с той ноги) и сделает, что привык. Эскалация конфликта обеспечена.

А может быть и иной шаблон, шаблон забитого человечка. И будет пассажир кляня себя сквозь зубы, молча грузить багаж в машину, с безнадёжностью в душе молча слушать таксиста (“Что за судьба у меня такая? Ну почему всегда я?”) и будет грызть, грызть, грызть себя...

В первой позиции восприятия пассажир знает, что хочет, и будет заботиться лишь о своих интересах:

Все действия направлены на обеспечение интересов пассажира. Если нужно - вопреки нуждам или желаниям собеседника, в данном случае - водителя:

“Помоги мне загрузить вещи в багажник.”
“Смотри, как ставишь, хрупкие вещи.”
​“Поехали. Включи радио, я хочу послушать прогноз погоды, хватит бурчать.”

Во второй позиции восприятия пассажир будет оценивать эту ситуацию с позиций водителя, войдёт в его положение:

Пассажир вчувствуется в состояние водителя, войдёт в его положение, разделит в первую очередь его интересы: сколько часов подряд водитель не вылезает из этой машины? А вдруг она для него как камера? И получает явно какие-то копейки. Рублей сто с поездки. На дворе раннее утро, ещё почти ночь. Холодно, темно, снег метёт. Конечно, я понимаю его раздражение. Он устал, он может быть раздражён. И то, что он не хочет вылезать из тёплой машины в холод, чтобы помочь с вещами, мне понятно, я это принимаю.

В третьей позиции восприятия складывается объективный взгляд на совокупность по отдельности нейтральных событий, приведших к какому-то результату.

Пассажиру подали маленькую машину, т.к. пассажир не уточнил, что у него с собой много багажа.

Водитель не помог погрузить багаж в машину, он был уставший, а на улице - холодно.

Да, дороги не расчищены, путь до аэропорта занял больше времени, чем было запланировано.

Пассажир успел на рейс, благополучно улетел.

В четвёртой позиции восприятия происходит учёт всех факторов, делаются выводы, ситуация окидывается объективным взглядом:

Мне подали маленькую машину. Значит, в следующий раз следует учесть количество багажа и при необходимости заранее заказать машину побольше.

Оказалось, в этом городе не чистят дороги. Полезно будет узнавать больше о местах, куда я лечу. Зная особенности, будет легче организовать путешествие.

Водитель не выходит из машины, не делает попыток помочь? А мне нужна его помощь? Да, так я быстрее сделаю своё дело, добьюсь цели - улететь. Значит, мне следует вежливо попросить его помочь погрузить вещи, принять его ворчание.

Памятка на будущее: а если водитель не смог бы помочь? Мне нужно заказывать такси более заблаговременно.

В пятой позиции восприятия я буду там, где я нужен. При этом может быть, что моё присутствие не будет оценено сразу, или не будет оценено вообще.

Я живу будущим. Где я нужен сейчас? В своём родном городе. На работе меня ждут дела, дома - родные. Мне пора покинуть этот город. Здесь я уже сделал, что должно.

Если мне нужна помощь водителя, чтобы вовремя улететь, значит, я её организую. Также я учту на будущее все задачи, с которыми столкнулся, чтобы в следующий раз сделать всё лучше, быстрее.

Если водителю нужно, требуется сорвать на ком-нибудь свою злость, что же, пусть говорит. Жаль, если он не умеет жить иначе.


Разбор конфликта

Разбор конфликта делается для того, чтобы найти возможности им управлять: его предупредить, потушить или выиграть. Рекомендуемая схема разбора – позиции восприятия. См.


Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы