Позитивные итоги - психологическое упражнение

Источник: Книга Клауса Фопеля Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие /Пер. с нем. 5-е изд., стер. — М.: Генезис, 2004. — 256 с: ил.

​Это упражнение дает каждому участнику возможность понаблюдать в течение нескольких занятий за другим членом группы, обращая внимание, прежде всего, на позитивные стороны его поведения. В конце работы группы участники должны будут коротко изложить свои наблюдения и, тем самым, дать друг другу положительную обратную связь. Благодаря тому, что в ходе выполнения этого упражнения в группе возрастает взаимное позитивное внимание, растет и доверие, улучшается групповая атмосфера. Эта процедура подходит для групп любого типа, особенно для тех естественных групп, члены которых настроены чересчур критично или враждебно по отношению друг к другу. Положительная обратная связь в конце семинара вдохновляет участников и побуждает их активнее работать над своим поведением. Упражнение следует начинать, когда пройдет примерно две трети от общего времени работы группы.

Подготовьте для каждого участника конверт, напишите на нем его имя и вложите карточку с именем другого участника.

Инструкция

Часть 1 (проводится в начале работы группы)

Мы часто обращаем внимание, прежде всего, на негативные особенности других людей и не замечаем их положительных качеств. Поэтому мне хочется предложить каждому из вас попробовать понаблюдать за другим участником группы, обращая внимание на его положительные стороны. Я приготовил для каждого из вас конверт, в котором лежит карточка с именем того участника, за которым вы должны будете наблюдать. Никому это имя не называйте. Наблюдать надо будет до самого последнего занятия группы. Я советую вам делать короткие заметки после каждого занятия и как можно более конкретно записывать все, что вам понравилось в поведении человека, за которым вы наблюдаете. При этом важны именно конкретные действия и способы поведения, не стоит писать: "Ханс уверен в себе". Вместо этого можно записать: "Мне понравилось, как разумно вел Ханс во вторник заседание малой группы. Он давал каждому высказаться и постоянно возвращал наше внимание к обсуждаемой теме".

Часть 2 (проводится на последнем занятии)

Мне бы хотелось, чтобы сейчас мы все вместе обсудили результаты нашего наблюдения. Напишите на основе своих наблюдений небольшое письмо — максимум из десяти предложений — участнику, за которым вы наблюдали, и сообщите ему как можно более конкретно, что в его поведении вам понравилось. У вас есть на это 20 минут.

Теперь я хотел бы, чтобы каждый из вас по очереди рассказал, за кем он наблюдал, прочитал вслух свое письмо, а затем передал его адресату. После этого мы сможем коротко обсудить это упражнение...

Вопросы для обсуждения:

— Пытался ли я во время прошлых занятий догадаться, кто за мной наблюдает?

— Что в полученной обратной связи оказалось особенно важным для меня?

— Общаясь с людьми, я обычно обращаю больше внимания на их сильные или слабые стороны?

— Какие выводы мне хочется сделать из этого упражнения?

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы