Практикум: «Три котенка»

Перед сном мы читаем сказки, количество обычно обсуждаем заранее. Сегодня сошлись на трех. Дочитываю последнюю из запланированных.

– Ну все, спокойной ночи, зайчонок.

– Мама, а давай про трех котят?

– Мы же договаривались на три сказки...

– Ну пожалуйста, давай про трех котят, а?

Вопрос: как отреагируете на это вы? Какое будет ваше решение в принципе и как конкретно реализовано?

Решение мудрой мамы

Включаю внутренний таймер и просчитываю плюсы и минусы: читать сказку две минуты, спорить и настаивать столько же (взаимного упрямства предостаточно), плюс ссора в результате... Решающим оказалось включение внутреннего переводчика, когда я нытье сумела расслышать как любовь и просьбу о «побыть вместе»: «Побудь со мной еще чуть-чуть пожа-а-алуйста, я скучал!» Итого решаю:

– Хорошо, про трех котят и спать, ладно?

– Да. (Благодарно довольное.)

Комментарий

Все довольно мило и вполне конструктивно. Впрочем, мужская реакция может быть и другой, более короткой. Например, такой:

– Ты про трех котят любишь?

– Люблю!

– И тебе еще хочется со мной побыть?

– Хочется.

– Мне тоже хочется. Ты милый и славный, а про трех котят я тебе завтра почитаю!

Погладить хорошего, поцеловать милого и дать четкую команду: «Все, спать!»

Практикум «Три котенка»: какие техники были использованы

В мужском варианте разрешения проблемы трех котят.

Ребенок: «Ну пожалуйста, давай про трех котят, а?»

Папа: «Ты про трех котят любишь?»

Очевидно, что папа в данном случае не стал реагировать на требование ребенка и произвел перехват инициативы под лозунгом «Вопросы здесь буду задавать я!». Итак, теперь:

– Ты про трех котят любишь?

– Люблю!

Сын повелся.

– И тебе еще хочется со мной побыть?

– Хочется.

Папа воспользовался техникой «внутренний переводчик», с ее помощью представил настаивание и нытье ребенка как его желание побыть с папой и все это оформил снова в виде вопроса, провоцирующего положительный ответ. Сын повелся снова, два-ноль в пользу папы.

– Мне тоже хочется. Ты милый и славный, а про трех котят я тебе завтра почитаю!

«Мне тоже хочется!» — во-первых, это неожиданность, сбой шаблона, введение в замешательство и легкий Транс. С другой стороны, это сообщение: «Я слышу твои желания, и они мне близки» — присоединение к ценностям и использование ресурса «мы родные».

«Ты милый и славный» — поглаживания увеличивают ресурс отношений, предупреждают дергания обиды и, что важно, делают резкий перевод внимания ребенка с темы «трех котят» на него самого. Резкие переключки внимания дают дополнительный сбой в защите ребенка, в результате чего он пропускает обещание «про трех котят я тебе завтра почитаю», заметим: обещание в форме информирования, не успев на это выставить подготовленное нытье.

Итого — растерянность.

Растерянность же ребенка папа в режиме внушения толкует как его полное согласие, подкрепляет как бы согласие поглаживанием и поцелуем (от чего отказаться трудно), после чего идет четкий инструктаж: «Все, спать!»

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Гость 12 сентября 2012 13:18:36

Интересная статья. Думаю, этот способ довольно действенный. Я не сильна в детской психологии, но у меня возник вопрос: как подобные манипуляции с желаниями ребёнка повлияют на формирование его личности? С ранних лет ответная реакция на его просьбы не совпадает с запланированной, что порождает растерянность, и оборачивается в пользу родителей. Не станет ли это причиной подавления открытого высказывания своих желаний? - Ответ: все зависит от педагогического профессионализма родителей. Редакция Психологоса.

Развитие темы

Самые популярные материалы