Правила для ребенка

01 января 2001 г. в 10:44

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Правила, регулирующие взаимоотношения между родителями и детьми, есть в каждой семье. Правила необходимы. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Человеческая жизнь всегда идет по тем или иным правилам, и осваивая правила, ребенок взрослеет, из звереныша становится человеком.

Любопытно: если правила исчезают, ребенок вначале радуется, а потом чувствует себя забытым и ненужным («никому до меня нет дела»).

Фильм «Крутая Джорджия»

Правила — это то, что было когда-то установлено и стало привычным. Бывает, что правила настолько врастают в нас, что мы уже забываем, что это когда-то были правила, и начинаем называть это отношениями между нами. Плохие отношения в семье — это следствие плохих правил в этой семье. Если не мы устанавливаем правила ребенку, ребенок сам устанавливает их для нас, и едва ли это хорошо. «Вы обязаны делать все, о чем я вам буду плакать!» — плохое правило. С другой стороны, сердитое родительское: «Что мне сейчас в голову пришло, то тебе и делать!» — ничем не лучше.

К сожалению, в плохих семьях в установлении правил возможны две перекоса — или это негласное правило «Ребенок главный, родители на побегушках», или вполне гласное «Ребенок никто, Родители все». В хороших семьях правила строятся на основе уважения к детям и главенства родителей.

Чтобы правила в вашей семье работали, они сами должны соответствовать некоторым правилам. А именно, правила должны быть разумными, заботиться обо всех членах семьи; минимальными (Правил не должно быть слишком много); понятными и четкими; с обозначенной жесткостью (жесткие и мягкие); общими, согласованными между родителями и — твердыми. Или улыбайтесь и вас все устраивает, или говорите правило твердо: не уговаривая, а формулируя требование: «Компьютер выключаем, идем спать». Подробнее см.→

Правила или договор?

Правила обязывают одну сторону, договор — обе стороны. А в семье должны быть правила для детей или договор между родителями и детьми? Или — справедлив ли договор, в котором прописаны обязанности только ребенка? На наш взгляд, всё это не важно. Можно назвать это Правила, можно — договор, и в договоре могут быть указаны обязанности только ребенка — всё будет честно. Почему? Во многих семьях требования к детям либо завышенные, либо нечеткие и плавающие, при этом за что и как будет наказан ребенок, неизвестно никому, и предупредить это ребенок не может​. Этот же договор говорит, что с ребенка требуются достаточно понятное и определенные вещи, санкции известны также, а это делает ситуацию для ребенка более понятной. Подобные договор можно назвать договором о границах дружеских отношений: если ребенок его выполняет, родители обязаны относиться к нему только дружественно, а не как им в голову взбредет под настроение.

Аналог — правила дорожного движения: в них определены обязанности водителя и обозначены санкции за то или иное нарушение. Нормально. Это ПДД, а не кабальный договор между водителями и государством.

Если же ребенок вдруг поинтересуется, каковы же обязанности родителей, то это пункт легкий: родители обязуются о ребенке заботиться и воспитывать его. Это огромная работа, здесь множество очень серьезных пунктов, если прописать хотя бы основные, то работа быть родителем уже маленькой не покажется...

Типовые Правила для ребенка

Здесь приводятся правила, которые зарекомендовали себя во многих семьях и которые вы можете примерить к своей семье. Если вы хотите избежать особо частых проблем, необходимо научить ребенка как можно раньше следующим правилам:

  • Я должен иногда развлекать себя сам
  • Упрямство не принесет мне никакой выгоды
  • Я могу засыпать в одиночестве и спать всю ночь
  • Если это важно, я должен делать то, что скажут мои родители.

Пример семейных правил для дошкольника — смотри Статью

Также интересные формулировки для детей от 7 лет:

  • Хороший человек все делает сам;
  • Хороший человек ничего не боится;
  • Хороший человек развязывает все узлы сам;
  • Хороший человек умеет терпеть. Тот, кто плачет, всегда проигрывает.
  • Хороших людей вокруг все равно больше, чем плохих, надо только, чтобы твоя обида на жизнь их не заслоняла.

Примеры более подробных правил для детей разного возраста:

  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (5):

Пахтусов Юрий Витальевич, 14 мая 2019 г. в 18:09

Хороший человек все делает сам; Хороший человек ничего не боится; Хороший человек развязывает все узлы сам; Хороший человек умеет терпеть. Тот, кто плачет, всегда проигрывает. Хороших людей вокруг все равно больше, чем плохих, надо только, чтобы твоя обида на жизнь их не заслоняла. Это интересные формулировки, но тут нужны пояснения, практические примеры и не желать, чтобы ребенок стал перфекционистом на основе таких правил.

1 ответ
Гость, 15 марта 2020 г. в 00:39

Хороший человек все делает сам? Какое отношение "хороший" имеет к "сам"? Что за правило такое? Во взрослой жизни такое утверждение ой как аукнется, никаких должностей руководителей ребенку не видать (там же сплошь делегирование). Мы ж хорошие, мы все прем на себе сами. Хороший человек ничего не боится? Да ладно! А кто боится, тот плохой? То есть, я боюсь высоты, насекомых - я плохая из-за этого? А у ребенка сколько страхов, вместо проговаривания ярлык - я боюсь, я плохой... Эти правила, это капец, товарищи. Хороший человек умеет терпеть - да, давайте растить терпил. И сердечников - плакать же нельзя.

1 ответ
Гость, 24 марта 2022 г. в 11:43

Согласна! Проявлять эмоции это нормально. Нужно отделять плохой поступок от личности. Все люди ОК изначально.

Гость, 19 февраля 2020 г. в 17:05

Правила должны относиться к действиям и поведению, а не к чувствам: быть весёлым, не грустить.

Гость, 03 июня 2020 г. в 07:41

Может мы с мужем чего-то не понимаем, но в нашей семье нет слова "хороший" в правилах.

Материалы по теме:

Картинка к "Договор о создании личного бюджета на взаимовыгодных условиях"
01 янв. 2013 г.
Такой договор может быть одной из разумных форм взаимоотношений между родителями и детьми. Обеспечивает как защиту интересов детей, так и возможность родителям осуществить свои цели воспитания.
7Подробнее →
Картинка к "Как родителям сохранять душевное равновесие (Б. Адлер)"
01 окт. 2022 г.
Мы твердо убеждены, что ключом к сохранению вашего душевного равновесия и покоя являются дети, уважающие ваше «пространство». Вы сослужите себе большую службу, если с самого начала научите детей понимать, что вы не прислуга, которая находится в их полном распоряжении и бежит по первому зову. Любите их днями и ночами, но это вовсе не означает, что надо бросать все и жертвовать всем ради их удобства.
Картинка к "Модели воспитания: запреты и предписания"
03 февр. 2014 г.
Модели воспитания — это стабильные отношения между старшими и младшими.
Картинка к "Правила для ребенка 3-6 лет (дошкольник)"
01 янв. 2010 г.
Правила для ребенка дошкольного возраста должны быть ясными и простыми. Тогда ребенок знает заранее, чего вы от него ожидаете, он знает сам, когда нарушил правило, и в этом случае вы можете почти полностью отказаться от «приказов» или запретов. Необходимо научить ребенка как можно раньше следующим правилам: Я должен иногда развлекать себя сам. Упрямство не принесет мне никакой выгоды. Я могу засыпать в одиночестве и спать всю ночь. Если это важно, я должен делать то, что скажут мои родители.
Картинка к "Правила о правилах"
01 окт. 2022 г.
Правил не должно быть слишком много, по возможности они должны быть минимальными.
Картинка к "Правила семьи"
01 янв. 2008 г.
Семья - это маленькое общество, а любое общество, стремящееся жить дружно, рано или поздно начинало жить по правилам.
Картинка к "Правильное воспитание"
01 янв. 2010 г.
В любом деле есть свои правила: и в движении на дороге, и в деле воспитания.
Картинка к "Упражнение «Учимся играть по правилам»"
01 окт. 2022 г.
Мой ребенок осознает, что правила – не бессмысленные запреты, правила создаются, чтобы сделать нашу жизнь безопасной, комфортной, продуктивной и интересной. Мой ребенок знает основные правила, которые нужно соблюдать обязательно. Он умеет «считывать» правила в коллективе, следовать правилам (по возможности, будем рассматривать такие ситуации, когда эти правила «правильные»). У нас в семье есть правила, которым мы следуем. Я привлекаю ребенка к обсуждению и совместному установлению этих правил в силу его возможностей.