Приобщение ребенка к работе по дому

Взросление происходит не тогда, когда дети начинают самостоятельно класть пижаму в шкаф или вешать полотенце на сушилку, взросление наступает при возникновении способности брать на себя заботы о себе и других, когда рутинные обязанности становятся неотъемлемой частью существования. (Эда ЛеШан)

Дети должны трудиться. Чаще всего им доступна работа по дому. Как правило, порученные обязанности хорошо выполняются, если дети видят их необходимость для жизни семьи и получают моральную поддержку и поощрения за свой труд. Желая дать ребенку поручение, родители не должны настаивать на каком-либо одном деле. Дайте свободу выбора. Ребенок не должен думать, что вы предлагаете ему дело, которое не желаете выполнять сами. Ребенок должен понять, что он выполняет работу, необходимую для благополучия семьи. Поручение не является самым простым или неприятным, ведь он сам его выбрал.

В том случае, если родители обязывают детей к какому-то виду работы по дому, дети воспринимают поручение как наказание. Если же родители подходят к распределению обязанностей с некоторой долей свободы и юмора, дети принимают с удовольствием такой образ жизни семьи. В бессмертном произведении Марка Твена «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» Том Сойер с таким энтузиазмом белил забор, что все соседские мальчики платили ему за возможность побелить часть забора. Чаще всего мы забываем об этой истории и не думаем о том, что работа может доставить детям истинное удовольствие.

Фритджоф Капра, известный врач и философ, в книге «Поворотная точка» (The Turning Point) указывает на то, с какими проблемами сталкиваются взрослые, внушая детям, что выполнение ежедневных обязанностей - вещь полезная:

В культуре человеческих отношений издавна происходит разделение различных видов работы по иерархической принадлежности. Работа с самым низким статусом беспорядочна и монотонна, а потому на первый взгляд кажется незаметной. К такой работе относится приготовление еды, которая будет тут же съедена; уборка помещений, порядок в которых будет в скорости нарушен; обрезка кустарников и стрижка газонов, которые очень скоро вырастут снова. В нашем обществе, так же как и во многих других индустриальных культурах, на работах, связанных с работой по дому, общественным обслуживанием и сельским хозяйством, заняты представители национальных и этнических меньшинств и женщины. Оплата за такую работу является самой низкой, но при этом она является очень важной для нашего ежедневного существования. Работой, имеющей самый высокий статус, занимаются проектировщики небоскребов, разработчики космических кораблей и ракет, ядерных боеголовок и других высоких технологий. Высокий статус также гарантирован всем людям, занимающимся административной работой, связанной с высокими технологиями, однако она не пользуется высокой популярностью.

Такая иерархия в популярности работ противоречит духовным традициям. Работы неупорядоченные являются очень важными для понимания мироздания. Например, буддистские монахи используют приготовление пищи, садоводство и работы по дому для медитации. Христианские монахи имеют огромную историю работы в сельском хозяйстве и в проявлении милосердия по отношению к больным и страждущим. Кажется, что выполнение монотонной работы приводит к пониманию мироздания. Однообразные работы, требующие частого выполнения, приводят к пониманию циклического устройства земных процессов. Расцветание и увядание, рождение и смерть - обычные жизненные процессы. Обычные, ежедневные работы приводят к пониманию гармонии устройства мироздания.

Ребенок, выполняя из дня в день одну и ту же работу, усваивает, что сама жизнь циклична. Выполнение рутинной работы ребенком способствует следующему:

  • он учится задействовать в работе свои внутренние ресурсы, выполняя самостоятельно конкретные задачи;
  • он учится cамодисциплине;
  • он учится ставить перед собою цели и вырабатывать определенные навыки, которые могут помочь ему достичь их;
  • учится решать комплексные задачи как на умозрительном, так и на бытовом уровне.

Появление у ребенка собственных обязанностей дает ему понять, что он является важным членом своей семьи, так как вносит посильную лепту в ее жизнедеятельность. Дети нуждаются в вере в свою необходимость в семье и готовы помогать ей всеми имеющимися у них силами.

Лучше рано, чем поздно

Лучшим временем для обретения детьми домашних обязанностей является желание детей помогать семье. Такое желание, как правило, появляется в двухлетнем возрасте, когда дети готовы делать все самостоятельно. В нашей семье в возрасте двух лет дети начинали самостоятельно застилать свою постель, в возрасте трех лет помогали вынимать чистую посуду из посудомоечной машины. В четыре года наши дети помогали накрывать на стол, а в пять - вытирать пыль и пылесосить. В шесть лет дети способны выполнять различные поручения, которые они связывают с игрой. С взрослением у детей повышается ответственность за выполняемые ими дела и возрастает способность к самостоятельному принятию решений. К тому времени, когда дети вырастут и соберутся покинуть родительский дом, они будут полностью способны решать свои бытовые проблемы.

В некоторых случаях родители подталкивают своих детей к выполнению ими домашних обязанностей подкупами: «Если ты к вечеру вымоешь посуду, я дам тебе доллар». Вы не получили деньги за то, что вымыли посуду вчера вечером? Так почему же ваш ребенок должен делать это за деньги? В том случае, если сосед предложит вашему ребенку работу, скорее всего, она будет оплачена. Тем не менее вы должны объяснить ребенку, что при выполнении домашней работы деньги не являются главным моментом. Главное - это создание уюта и комфорта в вашем общем доме, для того чтобы всем членам вашей семьи было приятно находиться в чистой и заботливо обустроенной квартире.

Поощрять детей нужно осторожно, дабы не ввести их в заблуждение: творить добро - это прибыльно. Это не так. Люди замечают и оценивают доброту других далеко не всегда; тем более не следует ждать материального вознаграждения за добрые поступки.

Не следует браться за работу, если она не вознаграждается. Большая часть дел, которые мы делаем в своей жизни, не имеет денежного вознаграждения, однако это не означает, что их не стоит делать. Большая часть родителей не получает денег за воспитание своих детей, однако они занимаются этим. Некоторые молодые родители считают, что воспитание детей является очень трудным делом, и скорее готовы зарабатывать свои «трудные деньги», чем воспитывать малышей. По их мнению, зарабатывание денег - более продуктивное и доходное занятие, чем воспитание собственных детей.

Чем больше и значимее вознаграждение за труд, тем больше усилий нужно прилагать к работе. Достоинство совершаемого поступка часто непропорционально оплате. Профессиональные боксеры получают гораздо больше денег за то, что отправляют противников в нокаут, чем профессиональные врачи, которые борются за жизнь умирающих от недугов людей. Оскар Уайльд написал: «Тот, кто знает цену любой вещи, скорее всего, никогда не задумывался о ее ценности».

Если вы не хотите платить ребенку, предоставьте ему свободу выбора. Дети, которые приучены получать деньги за любую выполненную ими помощь по хозяйству, быстро соображают, что они ничего не должны делать без вознаграждений. Дети, воспитанные на денежных поощрениях, вырастая, становятся зависимыми от платежеспособных людей. Так появляются люди, лишенные чувства собственного достоинства и ответственности перед совестью.

Приучение детей к вознаграждениям за выполненную работу ставит родителей в зависимость от суммы, предлагаемой за выполненную работу. «Если ты вынесешь мусорное ведро, я дам тебе доллар». Одиннадцатилетний ребенок может ответить вам: «У меня уже достаточно денег на кино. Бабушка дала мне десять долларов». Что вы будете делать в этом случае? Денежное поощрение может и не сработать.

Мальчик вернулся домой из школы, где обсуждали вопрос денег, цены, оплаты труда. Обсуждение произвело на него яркое впечатление. Мама попросила его налить стакан молока. Сын ответил, что может это сделать только в том случае, если его труд будет оплачен: цена - доллар. Находчивая мама тут же сообразила, что в эту игру нужно играть вдвоем, и сказала, что цена обеда семь долларов. Мальчик быстро отказался от предложенной им же «игры».

Как вы можете убедить ребенка выбросить содержимое мусорного ведра и при этом не платить ему денег? Вот типичная сцена для многих семей: ребенок сидит у телевизора, а мама кричит ему через три комнаты: «Крис, вынеси мусорное ведро!» Ответ отсутствует. «Кристофер Стенли!» Теперь мама кричит еще громче, но ответа по-прежнему нет.

Подобная шторму, мама врывается в гостиную, где мальчик смотрит телевизор: «Кристофер, ты безответственный ребенок! Оторви наконец свои глаза от телевизора. В конце концов, ты не убрал на место школьную форму. Я уже говорила тебе, что если ты не будешь убирать ее, я больше не буду носить твою одежду в прачечную. И сколько раз я просила тебя не разбрасывать по квартире скорлупу от земляных орехов? Не знаю, что мне с тобой делать?» Кристофер поднял на мать глаза и спросил: «Что ты говоришь?» Мальчик способен выбирать для себя желаемую информацию. А ведро по-прежнему стоит на кухне.

Так вот, не стоит кричать через три комнаты. Воспитание детей не приносит очевидные результаты мгновенно, требуются значительные силы и время. Ребенок не должен видеть маму, не сдерживающую эмоции. Добившись полного внимания сына к себе, вы должны спокойным голосом сказать ему: «Кристофер, мне нужно, чтобы мусорное ведро было освобождено до обеда. Было бы хорошо, если бы ты сделал это прямо сейчас».

Перед тем как выносить мусорное ведро, Кристофер хотел бы досмотреть телевизионную передачу. Он знает о том, что ведро необходимо вынести до обеда и имеет план осуществления своих намерений. Поэтому нет нужды напоминать ему об этом ежеминутно.

Многие из нас имеют тенденцию убегать из дома, если что-то в нем происходит не так, как хочется. Это самый безответственный выход из ситуции. Мы должны научить своих детей разделять с нами общие семейные заботы. Очень важно вселить детям в сознание мысль о том, что дом является общим и все члены семьи должны трудиться для его благосостояния.

Напишите ребенку записку, состоящую всего из одного слова, обозначающего, что вы хотите. В данном случае таким словом является слово «мусор». Записку сложите и положите рядом со столовыми приборами сына. Не нужно лишних слов. Ваше письменное напоминание и молчание сделают свое дело.

Дети должны чувствовать позитивный и не навязчивый контроль за своей жизнью. Они ожидают от нас двух простых вещей: постоянства и основательности. Дети нуждаются в родителях, которые объясняют, что означает то или иное явление, что означают родительские слова или что собираются делать и как поступать родители.

Когда мои собственные дети были младше, они всегда прибирали свои кроватки, перед тем как отправиться в школу. Случалось, что кто-то из детей не успевал убрать за собой постель. Несмотря на это я не могла им сказать: «Ты не успел убрать постель, поэтому сегодня не пойдешь в школу». Кроме того, я была свидетелем, когда десятилетний ребенок заявлял: «У меня сегодня экзамен. Если я вовремя не приберу постель, то рискую остаться дома». В нашей семье детям не приходилось напоминать о не выполненных делах. У каждого из них была своя доска, на которой были записаны все дела и поручения, планируемые на день. Как только поручение выполнялось, его можно было вычеркнуть или просто стереть с доски. Невыполненные поручения оставались записанными на доске и постоянно напоминали о себе. Таким образом, вам не приходится напоминать ребенку о несделанном.

В том случае, если в течение дня вы призываете ребенка убрать за собой постель, это становится вашей проблемой, а не проблемой ребенка. Если ребенок хронически не убирает за собой постель перед тем, как отправиться в школу, сделайте это вместо него, а ему скажите: «Я выполнила за тебя твою обязанность. Скажи, пожалуйста, какую из моих обязанностей ты предпочел бы выполнить вместо меня сегодня вечером?» Или: «Ты не убрал за собой постель сегодня утром, я сделала это за тебя, поэтому тебе следует приготовить ужин». Во всех случаях вы должны предоставить ребенку свободу выбора, таким образом прививается ответственное отношение к принятому самостоятельно решению.

Разделение обязанностей по половому признаку

Очень важно не акцентировать внимание детей на так называемые женские и мужские работы. И мальчики и девочки должны быть в равной степени хорошо обучены стрижке газона, мытью посуды, уборке своих комнат, стирке, приготовлению пищи, шитью, умению делать покупки и ликвидировать незначительные хозяйственные неисправности. И мальчики и девочки должны уметь посидеть с малышом, вымыть ванну, прополоть клумбу или грядку, посадить растение. В течение длительного времени уход за домом и приготовление пищи считались женскими обязанностями, зарабатывание денег для семьи и ремонтные работы по дому - мужскими. С таким стереотипным подходом мы рискуем воспитать девочку с твердой установкой, что ее место на кухне, и мальчика, который способен решать только глобальные проблемы и находиться в постоянной зависимости от элементарной стирки и глажки. Дети не нуждаются в лекциях относительно поло-ролевого поведения, им всего лишь нужен пример свободного поведения их родителей, которые могут выполнять различную работу по дому и вне его.

Всегда существуют работы, которым один ребенок отдает предпочтение, а другой старается их избегать. Я не люблю готовить, и поэтому частенько просила сделать это детей. Я всегда говорила: «Если бы вы приготовили ужин, я могла бы прибраться в комнатах». Мои дети знали, как прибрать в комнатах и как приготовить еду. Последнее занятие было для них более привлекательным, чем уборка, поэтому мы ввели условное разделение обязанностей. Чистка ванны было обязанностью, от которой пытались уклониться все без исключения члены семьи.

Посмотрите внимательно, какие обязанности по поддержанию порядка в доме приятно выполнять вам, а какие вашим детям. Обязательно будут выявлены такие дела, которые окажутся не по душе ни одному из членов семьи. На собрании семьи обязанности должны быть распределены, в том числе и те работы, которые не нравятся ни одному из членов семьи. В доме должен поддерживается постоянный порядок силами всех членов семьи. В семье должны существовать правила поведения, которые, с одной стороны, обязательны для всех, а с другой - не являются догмой. Правила устанавливаются членами семьи, ими же они могут быть усовершенствованы или изменены. Совместная семейная жизнь подразумевает способность мыслить, конструктивно подходить к решению вопросов, быть ответственным за совершаемые поступки. Вместе с тем каждая семья, как и отдельно взятый человек, является индивидуальной, и не существует стандартных подходов в разделении обязанностей в семье.

Три способа манипуляции родителями

Когда ребенка уличают в озорстве и наказание становится неизбежным, он идет на ухищрения и пытается манипулировать взрослыми при помощи трех способов поведения.

Очень важно знать, что не все детские эмоции, включая слезы и злость, являются специальными приемами. Грусть и горечь тоже не приемы. Через слезы и злость на поверхность выходят слова, которые отражают реальное состояние ребенка. Не существует правил, которые позволяли бы определять истинные намерения ребенка, тем не менее чувства, выражаемые телодвижениями, мимической мускулатурой, выражением глаз, голосом и реально сказанные ребенком слова в совокупности выражают истинное его состояние. Внимательно относящиеся к детям, интуитивно чувствующие родители способны отличить истинные чувства от манипулятивного поведения. См.

Постоянство в требованиях к ребенку

Что, если ребенок выполняет какую-либо работу и, к несчастью, делает ее плохо? Что, если вы зашли в детскую спальню и увидели там беспорядок?

Некоторые родители в подобной ситуации не могут сдержаться и в порыве гнева срывают покрывало с постели, что-то бросают на пол. Затем на весь дом раздаются скандальные выкрики. Другие самостоятельно все поправят и приберут, желая продемонстрировать детям свое мастерство.

​​​​​​​Наконец, третий тип родителей, зайдя в детскую спальню и увидев царящий в ней беспорядок, набирают в легкие больше воздуха, успокаиваются и сообщают ребенку, что ему нужно сделать. См.

Совершая ошибки, дети осваивают навыки

Все дети осваивают новые навыки благодаря совершенным ошибкам. Сортировка белья для прачечной непростая задача для десятилетней Джейн. Ее удивлению и разочарованию нет предела, когда, открывая дверцу стиральной машины, она не обнаруживает белого нижнего белья, полотенец и носков. Все бывшее белым белье имеет неоднородный насыщенно-розовый цвет. Джейн в недоумении начинает перебирать помещенное в бункер машины белье. См.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы