Привязанность ребенка к матери: кросс-культурные исследования


В Соединенных Штатах устойчивая привязанность ребенка к матери считается идеальной. Эта точка зре­ния отражена даже в самом термине, который выбран Эйнсвортом и его коллегами. Однако в разных культурах отношение к привязанности различно. Например, не­мецкие матери высоко ценят раннюю независимость ребенка и считают замкнутую привязанность, т. е. уход ребенка от контакта с матерью, идеальной. Немецкие родители считают «тесно привязанного» ребенка «испорченным». Среди израильских детей, выросших в условиях кибуца (коллективного хозяйства), полови­на демонстрирует амбивалентную привязанность и только одна треть оказывается устойчиво привязан­ной к родителям. Дети, выросшие в традиционных японских семьях, также отличаются в высшей степени непостоянной амбивалентной привязанностью и никог­да не бывают замкнутыми. Матери в этих семьях редко оставляют своих детей (например, под присмотром няни) и воспит­вают в них чувство сильной зависимости (что само по себе любопытно, так как исследования американской культуры показали, что амбивалентные дети обычно бывают у менее заботливых матерей). Эта зависимость укладывается в традиционный культурный идеал семейной преданности. В нетрадиционных японских семьях, где мать может заниматься собственной карь­ерой, характер привязанности детей такой же, как в Соединенных Штатах.

Воспитание и привязанность в племени эфе

Некоторые другие исследования воспитания детей в различных культурах также ставят под сомнение представление о том, что близкий контакт с мате­рью необходим для устойчивой, здоровой привя­занности ребенка. Изучение лесных африканских племен эфе (часто ошибочно называемых нелюби­мым ими именем «пигмеи») обнаружило совер­шенно особенный тип воспитания, отличный от того, что большинство психологов считают необ­ходимым для выработки здоровой привязанности ребенка.

Дети племени эфе проводят большую часть времени вдали от матерей и воспитываются дру­гими людьми. Они постоянно находятся в поле зрения и слуха примерно десяти взрослых. Они имеют тесные эмоциональные связи с этими людь­ми, а не со своими матерями, и проводят очень мало времени с отцами. Исследователи обнаружили, что эти дети эмоционально здоровы, несмотря на на­личие многочисленных воспитателей.

Исследования показали, что близость к ма­тери не обязательна для эмоционального ком­форта и привязанности детей эфе, но это не зна­чит, что дело обстоит таким же образом в других культурах. Эту ситуацию, конечно, нельзя срав­нить с положением детей, ежедневно посещаю­щих ясли или детский сад. Племя эфе состоит из больших семей, которые являются постоян­ной составляющей частью жизни детей эфе. В детских учреждениях индустриальных стран, например в США, велика текучесть кадров и вза­имоотношения воспитателей с детьми недолгов­ременны. Племя эфе дает альтернативу нашим традиционным педагогическим идеям - пример постоянной заботы о ребенке нескольких людей, не сменяющихся на протяжении длительного времени.

Развитие привязанности у японских детей

Работы Мийяке и его коллег, по­священные развитию привязанности у японских детей, суммируют многие из этих положений. В своих многочисленных исследованиях Мийя­ке не обнаружил детей с замкну­тым типом привязанности, В противополож­ность Соединенным Штатам, где большинство детей устойчиво привязаны к родителям, привя­занность в Японии носит ярко выраженный ам­бивалентный характер, отражающий активное желание предотвратить разлуку с семьей (и уси­лить, таким образом, зависимость матери и ре­бенка).

Некоторые из дальнейших работ Мийяке по­казали тесную связь между темпераментом и при­вязанностью. В этих исследованиях измерялась раздражительность ребенка в ответ на прерыва­ние сосания - обычный способ измерения тем­перамента - на 2-й и 5-й день жизни. Крики но­ворожденных классифицировали на два типа: сла­бый (быстро повышающийся, непродолжительный, резко прекращающийся) и усиленный (прерывистый, пронзитель­ный, сопровождающийся беспорядочными мими­ческими движениями). Ученые обнаружили, что по характеру крика новорожденного на 2-й и 5-й день жизни можно предсказать тип привязанно­сти ребенка, возникающий через год. Дети, склон­ные к слабому крику, скорее всего, будут обладать устойчивой привязанностью, а усиленно крича­щие младенцы будут амбивалентны в своей при­вязанности, что вообще характерно для японских детей.

Подробнее смотри>>

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы