Профессиограмма тренера – ведущего психологических тренингов (М. Смирнова)

​Если в интернет-поисковике набрать слово «психологический тренинг», он моментально выдаст около полумиллиона самых различных ссылок, от тренингов развития личности до мотивационных, от психодраматических до телесно-ориентированных (и это я еще не упоминаю странно звучащие и трудно представляемые названия!). В сборнике профессиограмм «Моя профессия – психолог» (М., 2007) подробно описана работа бизнес-тренера, но психологи проводят огромную долю тренинговой работы и вне бизнес-контекста, проводя тренинги личностной тематики.

Википедия рассказывает нам о том, что первые тренинговые группы (Т-группы), направленные на повышение компетентности в общении, основал в 1946г. Курт Левин вместе с коллегами. А в 60-е годы возникли тренинги социальных и жизненных умений (social&life skills training), опирающееся на традиции гуманистической психологии Карла Роджерса. Эти тренинги применялись для профессиональной подготовки учителей, консультантов и менеджеров в целях их развития и психологической поддержки.

Несмотря на ощутимый спад активности в период кризиса, тренинговая деятельность развивается, происходит все большая дифференциация тренингов и обособление отдельных направлений, серьезно повышаются качество и профессионализм работы тренеров. Этому способствуют тренинги тренеров, помогающие молодым ведущим освоить профессию. Создана Международная Ассоциация профессионалов развития личности, которая ставит перед собой задачи выработки профессиональных стандартов ведения тренингов развития личности, аттестации тренеров и тренинговых компаний.

Как ведущий психологических тренингов, тренер работает чаще всего в трех вариантах.

Первый вариант – быть внутренним тренером в той или иной организации (компании), проводя тренинги для сотрудников этой организации. Чаще всего это работа бизнес-тренера, но в некоторых компаниях (например, крупных сетевых компаниях) это проведение личностных тренингов, направленных на выработку коммуникативных умений, лидерских качеств, умению работать с людьми.

Второй вариант – стать тренером, сотрудничающим с тем или иным тренинговым центром. Тогда менеджеры тренингового центра будут организовывать рекламу тренингов и возьмут на себя все организационные моменты (организацию помещения, сбор денег, уплату налогов).

И третий вариант – выбрать путь тренера-фрилансера, работающего свободным образом, самостоятельно набирающего группы и решающего все организационные вопросы.

Понятно, что эти три достаточно разные жизненные и рабочие ситуации, и профессиограммы тут будут несколько отличаться.

Те тренеры, которые выбирают фриланс, и, как следствие, большую гибкость в управлении собственным временем, должны понимать, что им придется совмещать собственно тренинговую деятельность, в которую входит сбор информации по теме, методическая работа, совершенствование своих навыков, с работой по рекламе и набору собственных тренингов (сюда входит создание и поддержка своего сайта, написание книг и статей на темы проводимых тренингов, ведение тематических рассылок в интернете, создание клиентской базы, продумывание маркетинговых стратегий, может быть, даже обзвон клиентов по телефону). Понятно, что не все люди способны на такое совмещение разноплановой деятельности.

Чаще всего, тренеры работают в помещении: это могут быть актовые залы, тренинговые классы, комнаты в офисных центрах. Качество помещения влияет как на удовлетворенность клиентов тренингом, так и на работоспособность тренера. Если помещение неудобно расположено, если до него тяжело добираться, или если оно тесное, плохо освещенное, с неудачной вентиляцией, - людям будет некомфортно, они вынуждены будут отвлекаться на быт, что повлияет на их оценку тренинга.

Какие основные требования к залу, чтобы было удобно работать и тренеру, и участником? На группу из 20 человек зал должен быть площадью не менее 40 кв.м., стулья должны свободно передвигаться, в зале должны быть маркерная доска или флипчат, монитор для трансляции видеоматериалов (или, как вариант: проектор с экраном), музыкальный центр с CD и дистанционным управлением. Участникам организаторы тренинга обычно раздают бэйджики, на которых каждый может написать свое имя (это облегчает общение во время занятия), ручки, планшеты и бумагу или блокноты для записей, и стол с чаем и печеньем для маленьких перерывов. Часто тренеры готовят раздаточные материалы для участников. Туда могут входить шаблоны и таблицы для использования во время тренинга, а также краткий обзор информации по теме, для закрепления пройденного материала.

Какие основные требования к ведущему личностных тренингов?

Это и особые и профессиональные, и личностные особенности, причем все они самым тесным образом переплетены.

Дело в том, что в тренинговой деятельности одним из самых важных элементов является сама личность тренера. Не тема, даже не его профессионализм, а – личность: его жизненная позиция, его отношение к людям, его жизненный опыт, его энергия и его чувство юмора…. Это особенно важно, если тренер ведет не корпоративные (для сотрудников какой-либо организации), а открытые тренинги (те, на которые люди приходят по собственному желанию). Именно в открытых тренингах люди чаще приходят на тренера, а не на тренинг, поэтому ведущий открытых тренингов – всегда личность; и чаще всего, ведущие открытых тренингов – люди взрослые, уже сложившиеся, имеющие свой стиль, свою аудиторию и свою, выработанную годами, жизненную позицию.

В любом случае, ведущий психологических тренингов должен иметь психологическое образование и сертификаты, подтверждающие квалификацию для проведения тренингов данной тематики. Те тренеры, которые работают с детьми младше 18 лет, должны иметь соответствующее образование и квалификацию.

Тренер может вести тренинги кратковременные (от часа до нескольких часов), однодневные (от 6 до 8 часов), или многодневные (2-3 или более дней подряд). В любом случае это очень серьезная не только эмоциональная, но и физическая нагрузка, поэтому тренер должен обладать хорошим здоровьем и физической выносливостью. Естественное требование – поставленный голос. Говорить много часов подряд, иногда озвучивая большой зал и перекрывая чужие голоса может только тренер, которые уделил внимание правильной постановке голоса, и умеет беречь свои связки, грамотно направлять свой голосовой поток.

Поскольку ведущие психологических тренингов обучают людей, особые требования могут быть предъявлены не только к их моральным качествам, но даже… к их образу жизни. Несоответствие декларируемых ценностей тем, которым тренер реально придерживается в жизни, обязательно будет отмечено участниками тренинга и, конечно, не будет способствовать повышению авторитета тренера. Трудно агитировать за здоровый образ жизни курящему человеку, не следящему за своим собственным здоровьем, - примерно так же, как вести тренинги коммуникативных навыков – грубому и конфликтному.

Обязательное требование к личности тренера, где невозможно развести «личное» и «профессиональное», это его коммуникативные умения: открытость, доброжелательность, умение слушать, слышать и чувствовать людей, живая и быстрая включенность в общение, быстрая реакция… — не владея этим, тренер не сможет устанавливать с группой необходимый контакт. С другой стороны, умение просто установить контакт недостаточно. Тренинг проводится для того, чтобы люди в конечном итоге приобрели определенный опыт, усвоили какой-то материал, а для этого тренеру необходимо владеть навыками конструктивного общения, уметь выделять основные тезисы и доносить их в яркой и доходчивой форме, достаточно простыми словами. Кроме того, большой плюс тренеру – приятный тембр голоса, богатство интонационное, мимическое и жестовое. Очень хорошо иметь в багаже опыт публичных выступлений или участие в театральной студии. Профессиональный тренер должен быть не только ярким, но и уметь быстро вживаться в различные роли. Уметь быть разным также важно для тренера, как и умение чувствовать группу.

Для того, чтобы группа работала качественно и плодотворно, очень важно, чтобы в группе была атмосфера доверия, в которой люди легко могли бы задать все волнующие их вопросы и высказать все имеющиеся сомнения и протесты, и вообще чувствовали бы себя комфортно. Значит, задача ведущего – создать и поддерживать такую атмосферу, а также научить саму группу такую атмосферу создавать. И шире - основная задача ведущего - научить группу работать самостоятельно.

На психологических тренингах часто возникают вопросы целеполагания, даже если они не связаны с темой тренинга напрямую, - поэтому хорошо, если тренер сам умеет грамотно ставить цели, и умеет объяснить принципы целеполагания другим.

Особенно важный и особенно трудный навык, отличающий опытного тренера от начинающего, это умение работать с группой, уметь быстро входить в контакт, чувствовать группу, управлять настроем группы и сложными процессами, происходящими в группе - групповой динамикой.

В живой атмосфере тренинга в группе всегда появляется неформальный лидер, который, если ведущий не будет управлять ситуацией, легко может превратиться в антилидера и нарушить нормальный тренинговый процесс. Для предупреждения таких нежелательных вещей тренер должен не только знать законы функционирования группы, не просто вовремя замечать ярких и трудных людей в группе, но и обладать навыками «обращения» с такими людьми, уметь привлекать их на свою сторону и канализировать их энергию в нужное для тренинга русло.

Основное преимущество работы тренером, – это возможность общения с самыми разными людьми, – может быть и основной трудностью данной профессии. Необходимость все время быть в центре внимания может стать причиной утомления и профессионального выгорания, поэтому тренеру важно включать в планы время для отдыха и восстановления сил. С другой стороны, общение с людьми, имеющими различный опыт и взгляды чрезвычайно обогащает и помогает развиваться и в личностном, и в профессиональном плане.


Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Гость 5 мая 2014 15:02:52

Интересный подход, мне понравилась статья!

Развитие темы

Самые популярные материалы