Профессиональные особенности психологов


Психологи, как и представители других профессий, особенно работающих с людьми, имеют свои профессиональные особенности, называемые также профессиональной деформацией. Разумеется, у разных людей эти особенности выражены в разной степени, есть прямая корреляция с опытом работы, но в той или иной они наблюдаются начиная со студенчества.

  1. Психолог всегда имеет в виду субъективность любого мнения, за исключением случаев, подтвержденных статистикой и выводов из них, следующих с логической непременностью. Одно из главных правил практического психолога - не переносить на собеседника свои проблемы, поэтому любое мнение о другом человеке подается с непременными вводными оборотами «мне кажется», «я думаю», «по-моему» и т.д.
  2. Психолог с непременностью имеет более развитую рефлексию, чем представители других профессий. Поэтому достаточно редко путает свое отношение и свои цели, отчего иногда может выглядеть циничным флегматиком.
  3. Психолог очень хорошо знаком с тем, как часто люди ошибаются. Отсюда - психолог более критически относится к ощущению собственной правоты, полагая, что это всего лишь ощущение, и большее уважение к возможной правоте собеседника.
  4. Один из инструментов психолога - работа с позициями восприятия. Поэтому психолог редко скажет другому то, чего не хотел бы услышать сам. По той же причине не станет говорить того, что можно развернуть в обратную сторону. По этой же причине в беседе оценивает не только свою позицию, но и то, как ее воспринимают другие. Если это человек не делает, он не совсем психолог.
  5. Психолог избегает использовать номинализации и старается быть аккуратным к логическим связкам - он знает, что это ведет к ошибкам.
  6. Психолог - чрезвычайно терпимое существо. Вообразите, приходит к вам на прием человек и говорит, что ночами он выходит на улицы и убивает старушек топором из-за 20 копеек. Вы прогоните его со словами: "Как вы смели ко мне прийти, подлец и мерзавец!"? Или поработаете с ним? Если поработаете, то будете к нему относиться с ненавистью и презрением? Надо ли говорить, что если с клиентом не подружиться, то хорошего получится мало.
  7. Психолог хорошо знает, что конфликт - крайнее средство решения вопросов, достаточно малоэффективное. Поэтому провоцирует его только тогда, когда это очевидно необходимо. По этой же причине психолог никогда никого не обвиняет в злых намерениях, даже если такое пришло ему в голову.
  8. Психолог хорошо знает, что никто, за исключением тяжелых патологий, не желает зла. Просто различаются понятия о добре. Поэтому психологи обычно ни о ком не отзываются резко негативно.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы