Простые подсказки для руководителя

01 октября 2022 г. в 21:43

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

​Учить себя грамотно отдавать распоряжения надо с самых простых вещей, а именно с правила позитива и конструктива: НЕ ГОВОРИ, ЧТО ПЛОХО. ГОВОРИ, ЧТО СДЕЛАТЬ НАДО.

Уроки для руководителя

 

Обычно: даем усиленную негативную оценку, но не даем прямого распоряжения.

— Что у вас за бардак? (и пошел дальше…)

Грамотнее — наоборот: негативную оценку снизить (от мягкого смягчения до никакой и выше до положительной) и дать прямые, конкретные распоряжения.

— Хорошо, я вижу, у вас бодрая работа! Но сейчас — наведите порядок.

Уроки для руководителя

 

Раскладка по главному алгоритму:

«Хорошо, я вижу, у вас бодрая работа!»

«Хорошо» — лидерский комментарий: оценили положительно, что имеет одновременно несколько смыслов: мотивация-энергетизация и — «Я имею право вас оценивать», то есть: «Вы мне подчинены». «Я вижу» — «я за вами слежу, вас контролирую, и это нормально». «У вас бодрая работа» — два напоминания и мотиватор. Напоминание раз: о том, что здесь работа (а не тусовка, например), и два: работа должна быть бодрой. Мотиватор — энергетизирующая положительная оценка.

В результате — ПРИСТРОЙКА (немного сверху), одновременно ЗАХВАТ.

«Но сейчас — наведите порядок».

ПРИЕМ после ЗАХВАТА. ВЕДЕНИЕ, следующее из ПРИСТРОЙКИ.

А где ФИКСАЦИЯ? Правильно, фиксация тут пропущена — по крайней мере не указана. А нужна ли тут фиксация, и какая? Нужна: например, внимательный взгляд, отслеживающий реакцию на ваше распоряжение. Дождались кивка или движения в сторону наведения порядка — хорошо, ваш взгляд потеплел, вы улыбнулись и взглядом их отпустили.

Положительное подкрепление. То есть заодно — и дрессировка.

Захват

Умение делать захват — пожалуй, это самая «коронка», самая секретная техника успешных руководителей, при том, что при знании этой техники делается она несложно. Как правило, типичный простой захват можно подразделить на три основных этапа:

1. Вынуть человека из его ситуации. Отвлечь. Вывести человека в нейтральное положение, попросив отложить то занятие, которым он сейчас занят.

«Подойди сюда, пожалуйста!» (встань, посмотри на меня, отложи на секундочку свою книгу и так далее…)

Даже если человек свободен, его все равно, как правило, приходится отвлекать: от его приятного ничегонеделания. Чтобы в этом моменте не вызвать сопротивления, лучше избегать интонации приказа или наезда; предпочтительно использовать мягкую, спокойную просьбу или веселую, многообещающую провокацию: вроде как приглашаю поиграть…

Все люди — дети, и это работает.

2. Вставить его в нужную ситуацию: произвести предварительную организацию.

«Возьми блокнот!» (ручку, подержи эту вещь и снова так далее…)

3. Дать ключевую команду: «Запиши: тебе сейчас нужно…».

Если человек не выполняет просьбу или отвлекается, захват нужно повторить или усилить: для этого часто используется пауза… Вы прерываете незаконченную речь и соответствующие действия… И внимательно смотрите на этого славного и такого интересного человечка…

Пауза действует и один на один, а в окружении группы, когда человек задерживает остальных — тем более. В варианте с детьми иногда проще всего использовать реальный физический захват и фиксацию: мягко, обтекая — обняли, одна рука фиксирует плечо, другая голову… Вырываться трудно, а главное — не хочется!

Попутно можно чмокнуть в щечку иль просто попросить «обними мамочку, мне так приятно»… Когда ребенок размякнет, с ним легче найти общий язык.

Любовь и захват — это так рядом!

Возможных вариантов захватов — море, особенно если включать сюда создание соответствующих эмоциональных состояний, от беспокойства и любопытства до жадности и восторга. «Захватил внимание», «захватывающий рассказ», «захватывающее зрелище» — это все про то же, про чарующее искусство коммуникативного захвата.

Инструктаж

Это успокаивает любого сотрудника. От этого в восторге женщины! Это понимают даже дети. Это чудодейственное средство — лидерский инструктаж. Люди часто недооценивают его силу, но все мудрые администраторы и опытные родители прибегают к нему в затруднительных ситуациях. Действительно, сколько проблем просто не возникло бы, если бы вместо требовательных приказов, воодушевляющих пассажей или обиженных претензий — звучал бы четкий и спокойный инструктаж: «Возьмите. Сделайте. А потом вот это. Ну и хорошо».

Теперь прочитайте следующий текст и отметьте все места, которые делают его убедительным.

— Возьмите блокнот и ручку, садитесь вот сюда и записывайте. К праздничной встрече вам надо будет купить вино, конкретно десять бутылок красного, десять белого — все на ваш выбор — и пять бутылок водки.

— Вы что? (можно взять маленькую паузу, спокойно глядя милой женщине в глаза… Пусть услышит, что она только что сказала!)

— Я вам еще не говорил, что, когда дает распоряжение руководитель, сотруднику надо его не перебивать, а дослушать до конца? (мини-транс…) Ваше мнение мне понадобиться минут через пять, я вам скажу.

Спасибо. А теперь отметьте все обороты в тексте, где был использован инструктаж.

Сколько моментов совпадения?

Фиксация

Ну почему люди так часто пропускают фиксацию?! Вот, произнес пламенную речь (рекламного характера), в аудитории множество заинтересованных глаз, но речь заканчивается и… — и все.

Все. Прочувствуйте ситуацию со стороны аудитории: «Он закончил, и ничего не произошло… Аплодисментов нет, заинтересованных вопросов никто не задал… Значит, предложение не интересное? А я то, дурак, повелся…» — все логично, поскольку он смотрит только на выступающего и других таких же горящих, как и у него, слева и справа — не видит.

Обязательное правило: после каждого значимого выступления организуйте реакцию аудитории, чтобы аудитория услышала и поняла, что услышанное ею от вас ей было — интересно.

Самый ни к чему не обязывающий вопрос: «Поднимите руки те, кому сейчас кажется, что ему это может быть интересно?» — тут руку не поднять трудно… А если руки подняли многие — ну, значит, выступление было стоящим.

Фиксация очень похожа на подписание соглашения. Как только человек выдвигает свои встречные условия или просто соглашается с предложенным, он попал. Для этого можно использовать следующие формочки:

— Когда тебе можно перезвонить, чтобы договориться о встрече?

— Поднимите руки те, кого это предложение заинтересовало?

— В каком виде ты предпочитаешь это делать?

— Сколько тебе понадобится для этого времени?

— Сколько ты готов заплатить или какая оплата тебя устроит?

  • Методики
  • Деловая сфера
  • Влияние
  • Руководитель
  • Работа руководителя
  • Умение руководить
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (2):

Карпенко Кирилл Евгеньевич, 24 апреля 2014 г. в 14:50
Отличные рекомендации!
Горева Юлия Евгеньевна, 06 ноября 2014 г. в 23:34
Доступные и полезные советы. Спасибо!

Материалы по теме:

Картинка к "45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя (М. Батырев)"
05 сент. 2014 г.
Названия глав этой книги – татуировки. Это свод принципов и правил, проверенных многолетней практикой успешного менеджера, его житейский и организаторский опыт. Это простые и яркие истории о том, как и почему надо вести дела, если хочешь добиться успеха. За каждой из этих глав стоят осмысленные действия, чья-то боль, мучения, радости, удачный и неудачный опыт, увольнения и лидерство, а главное – нужный результат.
0Подробнее →
Картинка к "Эмоции в работе руководителя"
11 авг. 2017 г.
Давайте порассуждаем: нужны ли эмоции в работе руководителя? Или настоящий сильный руководитель должен быть безэмоциональным? А если нужны, то какие? Что думаете? На мой взгляд – эмоции нужны. Более того, очень важны и для работы руководителя, и для жизни. Я за то, чтобы сделать эмоции своими союзниками и применять их осознанно и по назначению.
Картинка к "Фоновое управление собой, ситуацией и партнером"
01 окт. 2022 г.
Перед тем как выйти на работу, любой цивилизованный человек обычно делает с утра серию естественных, привычных и совершенно необходимых вещей: посещает туалет, умывается, завтракает, одевается (да?), собирает дипломат.
Картинка к "Форматирование на позитив"
01 окт. 2022 г.
Николай Иванович, я попрошу у вас помощи в форматировании сотрудников на позитив. Я хочу, чтобы в нашем коллективе исключений не было, чтобы все сотрудники улыбались, были бодрыми, позитивными и веселыми.
Картинка к "Идеальный руководитель (И. Адизес)"
10 сент. 2014 г.
По мнению доктора Адизеса, менеджмент любой организации должен выполнять четыре функции: производство результатов, администрирование, предпринимательство и интеграцию. Для того чтобы осуществлять их одновременно, руководителю необходимо обладать многочисленными, порой взаимоисключающими, качествами. Адизес делает вывод: менеджмент – слишком сложный процесс, чтобы с ним мог справиться один человек. Идеального менеджера просто нет в природе.
Картинка к "Конструктивная критика"
01 окт. 2022 г.
Конструктивная критика — критика, в которой говорится не что плохо, а что и как сделать лучше.
Картинка к "Миссия быть руководителем"
10 авг. 2016 г.
Руководитель – это человек, которых выходит из ряда обычных людей и говорит всем: «Я знаю, как правильно!». Руководитель – не обязательно лидер, но у него лидерская позиция, позиция того, кто строит людей и жизнь.
Картинка к "О чем говорит дистанция при общении?"
01 янв. 2013 г.
На каком расстоянии находятся люди, когда общаются друг с другом? Человек с опытом уже из этого может сделать важные выводы и о том, как люди относятся друг к другу, и какого рода вопросы они обсуждают, и у кого какой статус. Дистанцию в общении люди соблюдают (или выстраивают) чаще всего бессознательно, но быть к этим вопросам внимательным и иногда это делать осознанно - полезно.
Картинка к "Подстройка"
01 янв. 2008 г.
Подстройка — изменения в нашем поведении, которые делают нас более похожим на собеседника.
Картинка к "Распоряжение, которое будет выполнено"
11 окт. 2016 г.
Отдавая распоряжение, руководитель должен быть уверен, что сотрудники действительно понимают, что, как и для чего они должны сделать. Стандартный вариант грамотного распоряжения имеет следующий вид: Ситуация; Необходимый результат; Процесс по шагам; Трудности и ресурсы; Приоритеты; При необходимости - доклад о результате.;;
Картинка к "Разговор руководителя с программистом: игра"
01 окт. 2022 г.
Разговор руководителя с программистом - ролевая игра из тренинга "Лидерство и руководство: техники эффективного влияния".
Картинка к "Типы руководителей (Адизес)"
01 окт. 2022 г.
Идеального руководителя, который может одновременно выполнять все четыре функции, по мнению И. Адизеса, не существует.
Картинка к "Вертикаль власти"
01 окт. 2022 г.
Во всех серьезных организациях: в армии, в церкви, в солидных правительственных учреждениях, в крупных корпорациях, годами отлаживаются традиции и ритуалы, способствующие подчеркиванию Вертикали Власти и особого места ФИГУРЫ РУКОВОДИТЕЛЯ. Бережно формируются правила и порядки, обеспечивающие принятие власти руководителя, подчинение его распоряжениям на самой надежном — на бессознательном уровне.
Картинка к "Язык поворотов"
01 окт. 2022 г.
Что касается разворота, то чтобы сделать это рабочим инструментов в вашем эффективном общении, рекомендую взять яркий и умный фильм и, выключив звук, отследить: какой стороной — левой или правой? — герои поворачиваются (поворачивают голову) друг к другу, уменьшают или увеличивают дистанцию, как при этом меняется у них выражение лица, когда и зачем поворачиваются друг к другу спиной…