Психологические технологии управления состоянием человека. Леонова А.Б., Кузнецова А.С.

В монографии А.Б.Леонова и А.С.Кузнецова описываются специализированные программы и психотехнические процедуры, направленные на улучшение «рабочего» состояния и поддержание психического здоровья у людей, деятельность которых протекает в напряженных условиях.

Книга состоит из пяти глав.

Глава 1.

Первая глава рассказывает о профилактике стресса и разнообразных методах оптимизации функциональных состояний.

Отвечая на вопрос, зачем и для кого проводились исследования, подбирались методики и просто была написана эта книга, авторы в первую очередь говорят о предупреждении стресса. Понятие «стресс» авторы употребляют в популярном, нестрогом смысле, приписывая ему обще-негативное звучание, не различая дистресс и эустресс. Кажется спорным, что, заявив как главную проблему стресса, позже авторы заговорили о самых разных проблемных функциональных состояниях, в том числе мало со стрессом связанных.

Монотония – это стресс? Наверное, только в самом широком смысле этого понятия.

Один из главных тезисов первой главы звучит так: универсальных профилактических средств борьбы со стрессом нет, каждый раз необходимо определяться, какая работа, какие люди, в чем их проблемы и что нужно в данном конкретном случае. Если проблема в монотонии — один подход, если физическая перегрузка – другой, эмоциональная напряженность — третий. Дыхательная гимнастика хороша, но совершенно не подойдет в помещении с пыльным воздухом.

Классифицируя методы оптимизации функциональных состояний (ФС), авторы выделили три основных подхода. В первом случае (опосредованный тип воздействия) устраняются внешние для человека причины и факторы — например, меняется время и характер работы. Во втором случае воздействие направлено на самого человека, но он выступает в роли пассивного субъекта (слушает музыку, принимает таблетки, подвергается внушению). В третьем случае человек сам активно участвует в оптимизации собственного состояния — например, делает производственную гимнастику или занимается аутотренингом.

Глава 2.

Вторая глава, посвященная методам психологической саморегуляции, в реальности посвящена методике аутогенной тренировки.

Рассматривая методы психологической саморегуляции (ПСР), авторы на все смотрят с точки зрения только одной задачи – снятие стресса и повышение работоспособности. Другие возможные задачи – снятие страхов и обид, преодоление чувства вины или гнева, настрой на дружественность и любовь (также интересные и важные для очень многих людей задачи) – остались вне круга задач авторов.

Авторы перечисляют основные методы ПСР:

  • Прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону,
  • Аутогенная тренировка,
  • Идеомоторная тренировка,
  • Сенсорная репродукция образов (метод образных представлений).

Любопытно, что авторы не упомянули разработки школы Станиславского и других специалистов, занимающихся подготовкой актеров и использующих богатейший арсенал методов психологической саморегуляции, далеко выходящий за пределы приведенного списка.

Впрочем, этот методы из этого списка описаны подробно, практично, эти описания действительно можно использовать как для самостоятельный работы с собой, так и для обучения других людей этим методам. Авторы представили комплексную программу психологической релаксации, включающие необходимые практические (тренинговые) занятия. При наличии соответствующей аппаратуры предлагается использовать методики с использованием биологической обратной связи, когда мышечное расслабление, фиксируемое датчиками, озвучивается той или иной высотой звука, что помогает более точно расслабляющемуся человеку понимать, когда процесс расслабления у него идет успешно.

Глава 3.

Третья глава описывает разнообразные приложения к аутотренингу, а именно использование музыки, цвета, гимнастики и самомассажа.

Что касается использования музыки в ПСР, то разработки шли по двум линиям:

  • Оказание помощи человеку при соматических и психологических расстройствах (музыкальная терапия),
  • Активизация внутренних резервов человека (функциональная музыка)

Любопытные выводы по поводу использования функциональной музыки:

  1. Слушать музыку весь день без перерыва – нецелесообразно, от постоянной музыки люди устают так же, как и непрерывной работы. Оптимальны сеансы по 10-15 минут с интервалами 1,5-2 часа.
  2. Лучше всего музыку включать на перерывы для отдыха. Во время собственно работы не должно быть музыки, когда нужно быть особенно внимательным и хорошо соображать.
  3. Прослушивать музыку лучше через индивидуальные наушники и только с высоким качеством записи. В любом случае музыка должна быть не громкой, к себе не привлекать и от дела не отвлекать.
  4. В музыкальной подборке предпочтительнее мелодии, по возможности без отвлекающего текста. Нежелательны совсем популярные шлягеры. Оптимально – легкий музыкальный жанр, инструментальные композиции, танцевальные мелодии, и везде четко выраженный ритм. Если классика – то лучше в облегченной обработке.

Что касается использования воздействия цвета в ПСР, то авторы соглашаются с тем, что это достаточно эффективный метод и рассказывают, какие цвета способствуют созданию какого настроения или состояния. В реальности эти знания используются многими интуитивно, но проверить свою интуицию всегда полезно. Воздействие цветом может происходить разнообразно: через сменные линзы в специальных очках (для космонавтов), через окраску стен вживую либо с помощью проекционного оборудования, через создания цветовых образов во время чтения текста аутогенной тренировки.

Книга информирует, что в настоящее время сотрудниками лаборатории психологии труда факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова подготовлено несколько серий разных по тематической направленности мультимедийных программ, которые можно приобрести.

Интересный раздел книги – об использовании гимнастики для ПСР, тем более книга приводит подробные комплексы упражнений для самых разнообразных целей – общеукрепляющие, тонизирующие, для позвоночника и плечевого пояса, для тазового пояса, кистей рук и так далее.

Большое спасибо авторам за комплексы дыхательной гимнастики: описание полного дыхания, дыхания через одну ноздрю, Ха-дыхания и других видов дыхания из йоговской практики.

Рассказывая о применении самомассажа, авторы дают простые рисунки, ориентирующие в основах техники.

Глава 4.

Четвертая глава – рабоче-строительная, подробно рассказывает, как из обычного кабинета создать кабинет (центр) психологической регуляции.

Глава 5.

Пятая, заключительная глава обсуждает, как оценить эффективность овладение навыками саморегуляции состояний.

В качестве наиболее «экологически валидных» методик авторы рекомендуют следующие тесты.

Для оценки уровня физиологической напряженности нужно замерять частоту сердечных сокращений и артериальное давление (тонометры и пульсотахометры сейчас вполне доступны). Таблица для оценки состояния человека на основе этих показателей – приводится.

Другой важный показатель – субъективное самоощущение человека.

Для оценки текущего функционального состояния лучше всего подойдут следующие методики:

  • методика «Шкала состояний»,
  • шкала ситуативной тревожности по Ч. Спилбергеру,
  • шкала дифференциальных эмоций К. Изарда,
  • опросник «Степень хронического утомления».

Для оценки пролонгированных эффектов занятий рекомендованы опросник «Степень хронического утомления» и шкала личностной тревожности Ч.Спилбергера.

Удобно, что приложение к книге содержит все материалы, нужные для проведения этих опросов и исследований.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы