Разбор конфликта

Разбор конфликта делается для того, чтобы найти возможности им управлять: его предупредить, потушить или выиграть.

Разобраться в происшедшем конфликте бывает необходимо, чтобы предупредить конфликт на будущее. Однако разбор происшедшего возможен только тогда, когда вовлеченные в конфликт стороны хотя бы немного успокоились, проветрили свои эмоции. См.

Для разбора конфликта полезно использовать Позиции восприятия.

Нулевая позиция

Нулевая позиция:

  • Как мы провоцируем конфликт, этого не замечая?

Тут нужно увидеть свое (возможно) конфликтное поведение и общение. Возможно, вы залезли в душ и моете там голову, хотя у двери душа уже очередь… Воспитывайте в себе заботливость и тактичность, подробнее смотри Причины конфликтного поведения. Если у вас конфликтный стиль общения: «Ты что, вообще не соображаешь, о людях совсем не думаешь!», смените его на синтонность.

  • Что действует на нас, шаблонно провоцируя нас на конфликтное поведение?

Его привычное конфликтное поведение и общение, общая негативная атмосфера, шаблонные негативные верования.

  • Мое эмоциональное состояние.

Негативные состояния, такие как раздражение, обида, усталость - провоцируют развитие конфликта. Смотри Работа с эмоциями и Оперативная работа с эмоциями в конфликте

  • Что мне импульсивно хочется?

Первая позиция

Как я вижу ситуацию? Что я хочу на самом деле, мои настоящие интересы? Как собираюсь действовать?

Вторая позиция

Как видит эту ситуацию партнер? Его эмоциональное состояние, что он чувствует? Что он хочет на самом деле (его истинные желания)? Как он собирается действовать?

Недопонимание, недоразумение. Ей показалось, что он про нее говорит что-то личное, она вспыхнула… Смотри Недоразумение.

Она сейчас злится и хочет кинуть в меня что-то тяжелое, потому что на самом деле хочет, чтобы я ее обнял. (Это его и нулевая, и первая позиция).

Третья позиция

Объективная ситуация: что есть объективно (без всякой психологии) и что без всякой психологии кому нужно. Наши реальные жизненные интересы.

Конфликтная ситуация, объективное столкновение интересов. Например, большая семья, утром надо всем в душ и туалет, а туалетная комната всего одна… Нужно или делать еще один душ, или договариваться.

Четвертая позиция

Кто мне этот человек? (Свой или чужой? Любимый?) Каковы могут быть последствия конфликта? Стоит ли он этих последствий? Можем ли мы при всем конфликте найти общие интересы? То, что нас объединяет?

Личная позиция и отношения участников. Если люди свои, родные и любимые - то при любой конфликтной ситуации, конфликтном поведении и конфликтном общении конфликта можно избежать. Потому что я всех люблю. А если мне эти люди чужие, если мне на этих людей «наплевать» - конфликт можно раскрутить на ровном месте.

Недоразумения происходят чаще, если между людьми отсутствует взаимопонимание, они «разные люди». Разные точки зрения, различия в воспитании людей. Чем люди более схожи, тем легче они понимают друг друга и тем реже между ними возникают конфликты. Чем более у нас разные точки зрения, манеры поведения, ценности, чем более мы разные люди - тем больше предпосылок для возникновения конфликтов. Смотри Взаимопонимание

Пятая позиция

Чем я могу помочь нам всем, участвующим в конфликте?

Статьи по теме:
Истинная причина конфликта
Истинная причина конфликта

1
Конфликты, их причины и способы разрешения
Конфликты, их причины и способы разрешения

Конфликт - взаимные враждебные действия. Мягче - враждебное отношение. Враждебные действия не обязат...

1
Конфликтные люди
Конфликтные люди

Конфликтные люди - люди, которые чаще других порождающие вокруг себя.

1
Личная позиция и отношения участников конфликта
Личная позиция и отношения участников конфликта

Конфликт провоцируется конфликтной ситуацией, но запускают конфликт в этой ситуации сами люди. Люди,...

0
Оперативная работа с эмоциями в конфликте
Оперативная работа с эмоциями в конфликте

Большинство конфликтов сопровождается сильными негативными эмоциями, мешающими разумному анализу. В...

0
Позиции восприятия
Позиции восприятия

Позиции восприятия - положения наблюдателя во внутреннем пространстве относительно воспринимаемого о...

10
Понимание: нужно разобраться в ситуации
Понимание: нужно разобраться в ситуации

Нередко наши клиенты имеют проблемы - или видят проблемы - в частности потому, что не разобрались в...

0
Причины конфликтного поведения
Причины конфликтного поведения

Причины конфликтного поведения различаются: у психологически здоровых людей они одни, у людей с псих...

0
Категории: