Развитие навыка словесной импровизации

Книга Сергея Шипунова «Харизматичный оратор»

Глава 4. Словесная импровизация

В этой главе содержится подборка упражнений и игр на развитие навыка словесной импровизации. Почти все из них можно делать и в одиночку, но если есть возможность потренироваться в небольшой группе, то будет гораздо эффективнее. К тому же многие из этих упражнений можно легко использовать на вечеринках в качестве веселых развлекательных игр.

УПРАЖНЕНИЕ: Импровизация на заданную тему

Открываете книгу на любой странице. Смотрите, с какого слова эта страница начинается. Берете это слово как тему выступления. И сразу, спонтанно начинаете раскрывать эту тему, вспоминая любые интересные факты, связанные с этой темой, которые приходят вам в голову.

Можно отходить чуть-чуть в сторону от темы, но не далее, чем на 1 шаг, а потом возвращаться обратно.

Задача - продержаться 2 минуты, причем без пауз-зависаний, на хорошей энергетике и, по возможности, с интересным и увлекательным содержанием.

Как показывает практика, на любую тему в нашей голове хранится достаточно много любопытных фактов - нужно только вытащить их из темных закоулков памяти на белый свет.

Это упражнение можно практиковать и в одиночку, но если есть партнер, то получится веселее, так как наличие слушателя всегда взбадривает. Плюс партнер всегда может дать хорошую обратную связь о вашем стиле выступления.

УПРАЖНЕНИЕ: Импровизация «пинг-понг ассоциаций»

Здесь нужен партнер. Берете тему для импровизации, например, живопись.

Вы произносите первую пришедшую в голову ассоциацию и раскрываете ее в течение 30-40 секунд.

«Говоря о живописи, в первую очередь хочется рассказать о жанрах. Это...»

Потом замолкаете. Наступает ход вашего партнера. Он подхватывает тему, произносит свою ассоциацию на начальную тему и тоже секунд 30-40 импровизирует.

«Продолжая тему живописи, хотелось бы напомнить о самых известных художниках, картины которых знают во всем мире. Это...»

Потом снова ассоциация и речь на 30-40 секунд от партнера №1, затем от партнера №2 и т. д. В среднем от каждого игрока должно прозвучать по 4-5 ассоциаций. Потом меняете тему.

Эта игра хорошо тренирует умение находить ассоциации на заданную тему (прием «ассоциации»).

УПРАЖНЕНИЕ: Импровизация в бесконечность

Опять случайным образом берете тему выступления. Начинаете ее раскрывать. Но на этот раз задачи возвращаться к теме нет. Вы можете спокойно уйти в любую другую тему, а потом в третью, а потом в четвертую... И так далее. Получается непрерывный рассказ, уходящий в бесконечность.

В этой игре вполне нормально, если, начав с живописи, вы через некоторое время придете к антивоенным манифестациям, а потом к особенностям французской кухни.

УПРАЖНЕНИЕ: Импровизация со сменой темы (по последнему слову)

В этом упражнении тренируем навык импровизации по последнему слову.

Начинаете со случайной темы. Раскрываете ее. В неожиданный для вас момент партнер хлопает в ладоши или подает любой другой сигнал. Ваша задача - плавно изменить тему, начиная с того слова, на который пришелся хлопок.

Например, опять начинаем с живописи:

«Говоря о живописи, хотелось бы упомянуть самые известные картинные галереи в России. Это, в первую очередь, Третьяковская галерея...»

Хлопок!

«...а Третьяковская галерея, как вы, наверное, знаете, была создана богатым купцом...»

Хлопок!

«...купечество на Руси всегда славилось своей любовью к благотворительности. Возможно, таким образом они рассчитывали искупить свои грехи, ведь зарабатывание денег...»

Хлопок!

«...тех самых денег, которые когда-то придумали, чтобы облегчить товарообмен и которые сейчас являются символом...»

В этом примере хлопки были раз в 5-7 секунд. В реальном упражнении желательно хлопать чуть реже, примерно один раз в 20-30 секунд, давая оратору возможность хоть чуть-чуть развить тему.

Задача оратора - сделать так, чтобы переход к новой теме был максимально плавным и незаметным. Для этого можно использовать вводные слова, избегая повторения того слова, которое становится новой темой.

УПРАЖНЕНИЕ: Импровизация-интервью

Вы представляете, что вы - известный человек и журналисты задают вам вопросы. В этом упражнении потребуется помощь друзей, которые будут играть роль журналистов.

  • «Что такое любовь?»
  • «Сколько денег нужно для счастья?»
  • «Как вы относитесь к нашему президенту?»

Задавать можно любые вопросы, которые приходят в голову, желательно интересные.

Вы должны кратко за 30-40 секунд ответить на вопрос, импровизируя на его тему, вспоминая интересные факты, связанные с сутью вопроса.

В следующих двух главах вы найдете еще ряд упражнений, которые развивают навык словесной импровизации.

Направляющие вопросы

Этот прием дает несколько десятков возможных направлений для дальнейшего развития словесной импровизации. Это своего рода подсказка о том, какие еще могут быть ассоциации на заданную тему. Прием взят из журналистики, где его используют для написания статей, находя с помощью вопросов новые варианты раскрытия темы. Возьмите произвольную тему и подумайте, какие вопросы по ней можно задать. См.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Гость 17 ноября 2014 14:54:34

Спасибо. Пригодится.

Развитие темы

Самые популярные материалы