Ребенок от 1 года до 3 лет: можно ли жить без плача?

Через несколько секунд этот ребенок будет смеяться так же искренне и бодро, как сейчас несчастно плачет. И если это на родителей будет действовать - почему бы это не использовать?

Фильм "Университет практической психологии"

Мастерство плача - начало.

Фильм "Университет практической психологии"

Мастерство плача - окончание.

Фильм "Психология эмоций. Часть 1"

Лекция в СПбГИПСР

Главное, что нужно знать о детском плаче ребенка в возрасте от года до трех - это то, что эти дети свой плач могут как произвольно запускать, так и свободно, практически мгновенно его прекращать. Это удивительная картина: вот двухлетка с отчаянно несчастным плачем бежит к маме, которая единственно может ее спасти, но на ее пути стою я. Она стукается о мои ноги, поднимает голову, плач мгновенно прекращается, глаза внимательные и спокойные. Поняв, что это не мама и вообще не интересно, малышка возвращается к своим делам, огибает эти ненужные ей ноги и снова с отчаянно несчастным плачем бежит к своей маме.

Видели такое?

Об этом феномене с удивленным восхищением рассказывают очень многие родители.

Сцена в гостях. В комнате было нас трое: я, племяшка два года и другая малышка того же возраста. Племяшка чем-то зацепила подружку, та ее в ответ укусила. Племяшке больно, следствие - плач. Первое ее движение в состояние плача было в мою сторону, но я смотрел на нее спокойно, не жалел. Она постояла, видимо вспомнила, что я пару раз уже не реагировал на ее плач, тогда она бежит к маме. Мама начинает жалеть ее и дает ее вкусненькое. Плач прекращается мгновенно, ребенок с удовольствием жует колбаску...

Второе, что важно знать всем родителям: в этом возрасте дети начинают своим плачем просто развлекаться. Плач для ребенка - вовсе не всегда отражение какой-либо трагедии, это такая же энергичная форма жизнедеятельности, как смех или игра. И бодро поплакать ребенку так же нравится, как покричать или посмеяться. Поплакать - это одна из его любимых игрушек.

А третье, дети в этом возрасте начинают плакать с особой целью: плакать, чтобы их не ругали родители. Их плач - не просто способ психологической защиты, это полностью осознанный способ защиты от родителей.

Рассказ-воспоминание: «Мне года три, разбила кружку, заплакала. Хорошо помню разговор с бабушкой. Она: Что ты плачешь? Тебе жалко кружку? - Нет. - А зачем ты плачешь? - Чтобы ты меня не ругала за разбитую кружку. - А разве я тебя ругаю? - Нет. А вдруг будешь? … Я помню, что плакала качественно, со слезами. При этом я осознавала, что плачу не из-за кружки. Это был «опережающий» плач на тему: как же меня ругать, я и так плачу!

При этом самая главная функция детского плача все-таки в другом: плач для ребенка - это вполне осознанный инструмент для влияния на родителей. Ребенок пускает свой плач в ход, когда он хочет чего-то добиться. Самое простое: если попросить просто, то мама машинку не купит, а если ей заплакать - то купит. Такой плач называет инструментальным плачем, но инструментальный плач ребенка после года отличается от плача младенца двумя обстоятельствами.

Первое обстоятельство состоит в том, плач малыша этого возраста уже стал его свободным инструментом. То есть, если младенец своим плачем настаивает только на том, что ему действительно необходимо, то ребенок от 1 до 3 лет использует свой плач полностью свободно, для любых своих целей.

Расшифруем это. Начиная с года жизни (иногда и немного раньше) круг потребностей ребенка расширяется. А именно, если малыша до года все основные потребности - настоящие, честные, то теперь у ребенка появляются потребности придуманные, произвольные.

Раньше младенец плакал, если ему хотелось есть, пить и быть в сухости, то теперь малыш плачет, потому что ему хочется красный паровозик или кудрявую куколку: он без нее жить не может.

После года жизни ребенок начинает добиваться своим плачем не только того, что ему реально необходимо, а еще и того, что ему просто хочется. Плач становится чисто инструментальным, становится для ребенка свободным инструментом достижения его произвольных целей.

Рассказывает папа: У меня двойняшки, им год и три месяца. Согласен, до года мои девочки действительно плакали только по делу: мокрая, обкакалась, голодная, газики, спать, перегруз впечатлениями, зубки… А тут – плач, чтобы уделили больше внимания, чем сестре! Плач совсем без «честных» причин, чёткий инструментальный плач! Поскольку мы не «велись», плач вдруг резко оборвался и дочка совершенно спокойно переключилась на другие дела. Конечно, мы не просто игнорировали нежелательное поведение, а подкрепляли желательное: немедленно подходили, когда дочка просила об этом приемлемо. Где-то за полторы недели попытки давить на меня прекратились.

Рассказ: Внучке 3 года, я зимой повел ее кататься на санках с горки. Внучка скатилась с горки, санки перевернулись. Вижу - упала, лежит, барахтается в снегу, не плачет. Спускаюсь с горки, подхожу к ней. Она на меня спокойно смотрит, перестает барахтаться и начинает плакать. Как так? Не плакала же!. Получается, что сама по себе внучка готова была справляться с ситуацией, как могла. Но поскольку подошел дед – она решила, что надо сменить тактику: поплакать, чтобы ее подняли, отряхнули от снега и посадили обратно в санки.

Вторая важная особенность плача ребенка после года в открытости его намерений: в это время ребенок готов честно говорить, кому и для чего он плачет. "Я не тебе плачу, я маме плачу! - А что ты маме плачешь? - А что она с сестренкой сидит, пусть со мной поиграет!"

Ребенок от года до трех умеет уже не только мгновенно запускать и выключать свой плач, но и подбирать нужный плач под конкретного адресата. На маму может действовать одно, на бабушку другое. На папу, например, может действовать только отчаянный крик, такой, что прибежит бабушка и объяснит папе, что он за человек. Ребенок подбирает эти инструменты под конкретных родителей, а подобрав, играет на них как по нотам. Вы замечали, что у детей обычно разный характер: с мамой один, с бабушкой другой, с папой – третий. Характер ребенка - это его способ влияния лично на вас. Дети умные и сообразительные, они методично подбирают то, что работает лично под вас.

Рассказ папы: Машеньке 2 года, сидит, что-то бормочет про себя. Прислушался - она конструирует будущий диалог, говорит и за себя, и за маму: "Мама, пить! Мама, очень хочу пить!" - "На, Машенька, попей!" - "Не хочу, эта вода противная!" Она репетирует то, что будет ей радость и проблема родителям...

Это время, когда ребенок осваивает уже не просто плач, а настоящие истерики. Обычно дети начинают истерики, подглядев как это делается у других детей, после чего пробуют истерику на своих родителях. Если родители по факту истерику разрешают и своими действиями ее подкрепляют, ребенок начинает истерику активно использовать. Этим, собственно, и знаменуется известный всем кризис трех лет.

И что же делать с плачем в этом возрасте?

Первое - это что не делать. Даже если вы понимаете, что ребенок вами когда-то манипулирует, не правильно на него сердиться и его в этом обвинять. "Ловкачество, манипуляции, ты вечно капризничаешь!" - все это негативные внушения. Если вы скажете: "Как ты бодро плачешь! Энергичный ты мой, дай тебя обниму!" - это будет веселее и позитивнее.

Второе - не подкреплять поведение плача. Это важный и не простой пункт, потому что большинство мам не понимают: если ребенок заплакал, то ваше сопереживание и жалость поддерживают его плач. Если ваш малыш ударился и хочет заплакать, то ваше желание пожалеть и мягкое "Миленький, ударился, или я тебя пожалею!" как раз запускают плач и жалобы. Напротив того, ваша спокойная реакция успокаивает ребенка, деятельная - переключает его внимание.

Творческие родители с удовольствием учат своих малышек на проблемы и неприятности реагировать не плачем, а смехом и радостью. Действительно, а почему бы и не да?

А третье и главное - это учить ребенка, как можно добиваться своего без плача. Учите вашего ребенка обращаться с просьбой. Это простое правило знают все разумные мамы, а именно - если ребенок бежит к вам с плачем, вы не торопитесь его жалеть, а спокойно говорите: "Когда ты плачешь, я ничего не могу понять. Ты вначале успокойся, скажи что у тебя случилось, что ты хочешь. Что у тебя случилось? Что ты хочешь".

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Гость 27 января 2015 01:20:26

Я не понял.

Алена 21 ноября 2015 00:52:02

Отличная статья! Нашей дочери 2 года и тоже так умеет, и бабушки конечно чересчур успокаивают по поводу и без. Вот с ними бороться тяжелее...

Анна 9 декабря 2015 04:03:49

Добиваться того, чего просто хочется, ребёнок начинает в 2-3 месяца, когда требует внимания, развлечения, стимуляции. Можно ли какие-то потребности сходу назвать придуманными, произвольными? Я лично видела много детей от года и старше, которые практически не плакали, разбив коленку или испугавшись молча сами справлялись. В детском доме такие дети живут. Это ли идеальное эмоциональное воспитание для ребёнка?

Н.И. Козлов 10 декабря 2015 02:16:31

Дети, которые практически не плакали, разбив коленку, воспитываются не только в детском доме. Так воспитывались (и продолжают) воспитываться дети в самых престижных школах Великобритании (например в Итоне), так воспитывались дети у староверов и в семьях практически всех европейских монархов (по крайней мере до начала 20 века). Так воспитывался Линкольн, воспитывалась Маргарет Тетчер, так воспитывались Александр Васильевич Суворов, Юлий Цезарь и Александр Македонский.

Анна 10 декабря 2015 03:57:18

Безусловно, это очень успешные люди. Но можно ли с уверенностью сказать, что счастливые?

Н.И. Козлов 10 декабря 2015 12:02:02

Анна, а вот это вопрос гораздо более сложный, смотрите статью <a href="http://www.psychologos.ru/articles/view/schaste" target="_blank">Счастье</a>. Точных сравнительных исследований по этой теме, насколько нам известно, не проводилось, но близкие к нашей теме исследования показали, что заложенное в детстве умение контролировать свои эмоции уменьшает у человека уровень стресса в трудных жизненных ситуациях. Смотрите статью <a href="http://www.psychologos.ru/articles/view/kontrol_emociy_dvoe_zn__polza_ili_vred_vop_zn_" target="_blank">Контроль эмоций: польза или вред?</a>

Эльвира 16 января 2016 05:53:31

Если ребенок расшиб коленку и никто ему не помогает, то как он научится помогать другим людям? Если его не жалеть и не сочувствовать ему, то как он научится сочувствовать другим? Вырастит черствым и бесчувственным человеком.

Н.И. Козлов 16 января 2016 20:19:29

Эльвира, если вам интересно разобраться в этом вопросе, посмотрите статью <a href="http://www.psychologos.ru/articles/view/zhizn_bez_zhalostizpt_sochuvstviya_i_sostradaniya" target="_blank">Жизнь без жалости, сочувствия и сострадания</a>

Гость 28 июля 2016 20:32:13

Добрый день! У меня двойняшки 1 год и 9 мес. Сейчас как раз начался период истерик. Одно дело, когда ты дома и можешь не реагировать на ор (что достаточно сложно). А когда истерика на улице и уговоры или попытки отвлечь не помогают? Как себя вести? Еще один из детей стал просыпаться ночью и кричать. Ко мне не идет, к мужу тоже. Соску, бутылку выбрасывает. Убегает в другую комнату и орет там (ОРЕТ - не плачет). Успокаивается только через некоторое время, когда умою и на руках качать начинаю.

Развитие темы

Самые популярные материалы