Ричард Бендлер - биография


Ричард Вейн Бендлер родился 24 февраля 1950 г. в Нью Джерси. Пару лет спустя его семья переехала в Калифорнию, где он рос в одной из беднейших частей города Сан Хосе, Бей Эриа, на север от Сан Франциско.

В середине шестидесятых годов Бендлер был одним из длинноволосых детей-цветов, каких часто можно было встретить на улицах городов американского Западного Побережья. Как активный член протестующей общественности хиппи, он участвовал в организации нескольких самых больших в те годы рок-концертов.

Беки, жена Роберта Спитцера, реномированого психиатра и президента издательского дома Sciens & Behavior Books в Пало Альто, обратила в это время внимание мужа на удивительные таланты семнадцатилетнего ученика Средней Школы Фримонт, которого она наняла, чтобы учить своего сына Дана игре на барабанах. Тем, что восхитило Беки Спитцер в Ричарде Бендлере, была его открытость к философским вопросам и манера в которой он обучал музыке.Спитцеры старались как могли поддержать способности Бендлера. Роберт Спитцер описал его как необыкновенно ловкого и всесторонне талантливого. Поэтому он доверял ему различные задания и привлёк к работе в издательстве. К обязанностям Бендлера относилась работа в магазине, а также подготовка магнитофонных и видео записей для терапевтических семинаров.

Бендлер начал свою бурную академическую карьеру двухлетним обучением в Футхилл Колледж в Лос Альтос Хиллс. Согласно информации Спитцера, ему удавалось довести некоторых своих преподавателей до отчаяния. Он не шел на компромисс, даже если вопрос затрагивал лишь детали, совершенно не подчиняясь ритуалам академической жизни.

После того как Бендлер закончил колледж, он поступил в Калифорнийский Университет в Санта Круз. Спитцер и его жена, которые по мере течения времени, становились все более влиятельными менторами Бендлера, владели тогда небольшой дачей в деревне, недалеко от Санта Круз. Они позволили ему построить на своей земле домик. Некоторое время Бендлер жил там с подругой и собакой.

В начале Бендлер записался на курсы философии, математики и информатики. Однако по мере течения времени его интересы все более сконцентрировались на науках, занимающихся человеческим поведением. Особое внимание он посвящал, наряду с новейшими методами терапии, такими как рольфинг и семейная терапия, прежде всего работам Перлза.

Перлз, создатель гештальт-терапии, переживал в это время, согласно своей оценке, период пиковых возможностей в области педагогической работы и писательского творчества. В декабре 1969 он подписал с Робертом Спитцером договор на несколько книг. Их темой должна была стать философия и психотерапевтическая практика гештальт-терапии. К сожалению, неожиданная смерть Перлза в 1970 поставила под вопросом этот проект. Перед Спитцером встала проблема, что делать с обширным материалом, оставленным Перлзом. Вначале он обратился к некоторым ученикам Перлза с просьбой помочь при издании этих работ. Поскольку они отказались от его предложения, он представил его в 1972 году Ричарду Бендлеру. Бендлер получил задание выбрать и записать вводные гештальт-сессии Перлза. Транскрипции должны были дополнить авторский текст. Спитцер писал позднее, что Бендлер почти как помешанный, день за днем надевал наушники, смотрел фильмы и готовил точные транскрипции. Интенсивная работа привела его к тому, что Бендлер начал говорить и вести себя как Перлз. Спитцер с юмором описывает, что пару раз поймал себя на том, что случайно назвал Бендлера "Фриц".

Первой вышла незаконченная рукопись Перлза The Gestalt Approach (гештальт-подход). После этого вышла вторая книга Eye Witness to Therapy (Свидетель терапии), которая в большинстве состояла из транскрипции учебных фильмов Перлза. Два года спустя Бендлер опубликовал следующее собрание избранных транскрипций под титулом Legacy from Fritz (Завещание Фрица).

Несмотря на то, что Бендлер не знал Перлза лично, ясно видно что, благодаря работе над публикациями, он попал под его влияние.

Весной 1972 года Бендлер, разочарованный чуждым обычному опыту содержанием академического curriculum, организовал в Кресж Колледж занятия по практике гештальт-терапии, используя возможность, предоставленную студентам последних курсов самим планировать и проводить занятия. Студенты, участвующие в таких занятиях, получали документы об их прохождении, которые также признавались, как и выданные профессорами.

Несмотря на многие программные сходства с основами гештальт-терапии Перлза (относящейся к так называемой гуманистической терапии), работа этих групп, в семидесятых годах, в принципе была направлена скорее на групповую динамику и сконцентрирована на движении аутентичности. Поэтому группа Бендлера существенно отличалась от обычных групп встреч. С самого начала его интересовал анализ терапевтического воздействия гештальт-теории в рамках группы. Кроме этого, упражнения на семинарах открыли перед ним возможность развить собственную, до этого времени остающуюся лишь в теории, практическую компетентность.

Вначале Бендлер сам вел группы. Потом в это включился Джон Гриндер. Бендлер лично ввел его в терапевтический процесс.

Джон и Ричард составили договор: Ричард должен был познакомить Джона с тем, как вести гештальт-терапию, а Джон должен был помочь осознать Ричарду, что он конкретно делает в это время. С этой целью Джон начал регулярно участвовать в работе группы по понедельникам и моделировать Ричарда. Ричард давал ему понять, какие из паттернов, по его мнению, самые важные, акцентируя их взглядом или интонацией. Джон учился быстро. Ему потребовалось два месяца для того чтобы изучить паттерны и быть готовым к ведению группы также как и Ричард.

Моделирование - процесс, в котором главное - научиться специфические способности одного человека передавать другому, так чтобы последний мог их практически использовать. Вначале моделирование применялось в Соединенных Штатах во время тренингов в области торговли под названием Мастер Моделирования (Master-Modelling). Бендлер и Гриндер впервые применили его в рамках терапевтической коммуникации. Это стало возможным, поскольку в момент встречи с Ричардом Бендлером, Джон Гриндер уже проводил эксперименты с моделированием в области изучения языков.

Гриндер внес, таким образом, в сотрудничество с Бендлером лингвистические знания и свой опыт создания моделей. Бендлер в то же время имел опыт, касающийся современных терапевтических школ, таких как гештальт-терапия, семейная терапия, рольфинг и рейки. Кроме того, он проявлял необыкновенный талант к точному копированию поведения других людей.

Ориентированные на эксперимент, и лишь в начальной фазе направленные на гештальт-терапию, группы Бендлера и Гриндера вскоре стали постоянным элементом групповой активности в Санта Круз. Высокой котировкой эта группа благодарна личности Ричарда Бендлера, который уже тогда, характерным для своего молодого возраста способом, необычайно энергично стремился к реализации своих проектов.

Ричард Бендлер познакомился с Вирджинией Сатир, создателем Терапии Целой Семьи (Conjoint Family Теrару), также благодаря Роберту Спитцеру и его жене. Спитцер знал Вирджинию Сатир не только по ее публикациям в своем издательстве, он был также ее официальным представителем в Mental Research Institute (MRI) в Пало Альто. Ричард Бендлер и Вирджиния Сатир встретились впервые в 1972 году, на даче Роберта и Беки Спитцеров, находящимся на той же земле где жил Ричард. В этот день там присутствовало около тридцати человек, чтобы поддержать Вирджинию Сатир в работе с израильским другом семьи Спитцеров.

Вскоре после этого Бендлер сопровождал Спитцеров в Рено для встречи с Бадом и Мишель Болдвин. Они организовали курсы с Вирджинией Сатир, в программе которых оказалась также практическая демонстрация ее работы с двумя семьями. Ее деятельность произвела на Бендлера необыкновенное впечатление.

В это время, еще перед началом работ над публикациями Перлза, Роберт Спитцер попросил Бендлера записать на пленку один из семинаров Вирджинии Сатир и сделать его транскрипцию. Для этого Бендлер должен был поехать с ним в Канаду, где Сатир четыре недели проводила обучение. Спитцер планировал использовать полученный материал в книге. Он также был согласен с женой в том, что возможность наблюдать Вирджинию Сатир во время работы может пригодиться Ричарду Бендлеру.

Следующие несколько месяцев Бендлер занимался транскрипцией обширного материала. Также и в этом случае интенсивная работа над записями привела к тому, что с определенного момента он стал перенимать интонацию и фразеологию Вирджинии Сатир. Как обычно Бендлер продемонстрировал свой необыкновенный талант быстрого и эффективного обучения образцам поведения других людей. Прежде всего он использовал стратегию, которую ранее применял в музыке. Если он хотел обучиться стилю игры музыканта, которым восхищался, он так долго слушал записи его произведений, пока ему не удавалось олицетворить себя с ним настолько, что он мог достаточно хорошо его имитировать.

С 1972 по 1974 Бендлер участвовал в тренировочных программах Вирджинии Сатир так часто, как только мог. Он чаще всего отвечал за их видео и аудио запись. Сатир представила в это время, кроме прочих, два терапевтических инструмента, над усовершенствованием которых она работала с половины шестидесятых годов. Она назвала их "приём для частей" (Parts Party) и "реконструкция семьи".

Бендлер был так восхищен ее способностью все замечать и терапевтическими знаниями, что ввел ее методы в свою работу с группами. Таким образом в них применялись как методы гештальт-терапии, так и опыт Вирджинии Сатир.

В начале 1974 года Бендлер и Гриндер начали реализацию проекта Мета Модель, который стал основой для нейролннгвистического программирования. В рамках группы, встречи которой происходили в расположенном на Миссион Стрит в Санта Круз доме, где проживали студенты, они начали работу над методами получения информации.

В этот период выделился стержень постоянных участников Почти все они стали впоследствии известными деятелями НЛП, в создании которого они активно участвовали. Вначале группа занималась методами консультации для пар, гештальт-терапией и "семейными скульптурами", еще одной методикой совершенствуемой Вирджинией Сатир в рамках семейной терапии. Кроме прочих в нее входили: Лесли Камерон, в будущем жена Ричарда Бендлера, Джудит ДеЛозье, которая выйдет замуж за Джона Гриндера, Франк Пьюселик, Байрон Льюис, Девид Гордон, Стив Гиллиген, Мерибет Андерсон, Джим Айхер, Поль Картер, Терренс МакКлендон и Роберт Дилтс.

Основой исследований в группах Мета Модели было допущение о том, что исключая методы ориентированные исключительно на тело, вербальная коммуникация между терапевтом и клиентом является центральным пунктом каждой терапевтической работы. Было принято, что в вербальной коммуникации Перлза и Сатир можно выделить специфические языковые образцы, указывающие на проблемные процессы и вызывающие изменения. Первое определение этих языковых паттернов и проверку их воздействия дало лингвистическое знание Джона Гриндера.

Результаты исследований были опубликованы в 1975 году в издательстве Sciens & Behavior Books в первом томе The Structure of Magic (Структура Магии). На базе общей семантики Альфреда Кожибского и генеративно-трансформационной грамматики Ноэма Хомского, Бендлеру и Гриндеру действительно удалось выработать основы для модели, которая давала возможность целенаправленно собирать информацию о представляемом человеком мире (модель мира). Успехом также увенчалась попытка моделировать и точно описать структуру существенных языковых способностей Перлза и Сатир в области успешной коммуникации между терапевтом и клиентом. Терапевтическая подготовка Ричарда Бендлера и языковые знания Джона Гриндера дополняли себя так успешно, что плодом этого сотрудничества стала одна из наиболее выдающихся работ о человеческой коммуникации.

Во время работы над Мета Моделью, Бендлер и Гриндер вели оживленный диалог с Вирджинией Сатир и Грегори Бейтсоном. Бендлер в это время переехал в местность под названием Акорн Холлоу. Спитцеры также владели там землей, на которой возникло особенно талантливое общество терапевтов и художников. На этой земле также располагался издательский дом. Грегори Бейтсон с женой жили там тогда со своей дочкой Норой. Они переехали сюда поскольку Луизу Бейтсон интересовали альтернативные формы родов. Вирджиния Сатир знала Бейтсонов еще со времен MRI и дружила с ними. Она даже подумывала переехать в Акорн Холлоу. Из-за весьма близких отношений с Норой Бейтсон она охотно там пребывала в свободное время. Позже здесь поселился и Джон Гриндер.

Ричард Бендлер и Джон Гриндер, согласно их собственным словам, впервые заинтересовались гипнозом, когда заметили что поведение их клиентов во время работы, с так называемыми управляемыми фантазиями, практически не отличается от описания поведения людей, находящихся в состоянии транса средней и глубокой степени.

Грегори Бейтсон обратил внимание Бендлера и Гриндера на Милтона Эриксона, создателя современной гипнотерапии. Бейтсон лично давно знал его и дружил с ним. Уже очень ослабленный болезнью, Эриксон жил в то время в Фениксе (Аризона), обучая у себя дома студентов со всего мира. С конца 1974 года Ричард Бендлер и Джон Гриндер много раз лично посещали Эриксона, чтобы поучаствовать в его семинарах.

Вначале их целью было изучение работы Эриксона, с помощью тех самых методик, которые они уже отработали в рамках своих исследований работы Вирджинии Сатир и Фрица Перлза. Многие часы они разговаривали с Эриксоном, а его встречи с клиентами записывали на пленку и кассеты. Кроме того, они изучили его письменные работы, получив также от него и его ученика Эрнеста Росси дополнительные записи и транскрипты. Позже они анализировали их в отношении микропаттернов в поведении Эриксона.

Для Джона Гриндера и Ричарда Бендлера встреча с Милтоном Эриксоном была счастливым случаем, поскольку Эриксон первым из значимых терапевтов повернулся от абстрактных теоретических спекуляций на тему существа нарушений, к исследованиям прагматически направленных стратегий изменений. Согласно его ожиданиям, его работа оказалась для них настоящей сокровищницей идей. Бендлер и Гриндер увидели в нем человека, который всю свою жизнь посвятил исследованиям паттернов коммуникации, вызывающих изменения. Деятельность Эриксона, таким образом, стала для них великолепным объектом изучения, поскольку их целью было создание возможных для передачи и изучения моделей именно таких коммуникационных стратегий.

Уже во второй половине 1974 года, вероятно, некоторое время параллельно с группами Мета Модели, Бендлер и Гриндер начали организовывать семинары, где занимались терапевтическими изменениями и структурой гипнотической коммуникации. Вначале они сконцентриовались на лингвистической обработке языковых паттернов Эриксона. Также как и во время изучения работы Вирджинии Сатир и Фрица Перлза, два молодых исследователя вначале приступили к выделению языковых паттернов Эриксона и включению их в рациональную доступную систему. Так как Мета Модель, также и Модель Милтона возникала во время специально для этого проводимых семинаров, на которых происходил обмен теоретическими соображениями, и проводились практические пробы.

Результаты работы Бендлера и Гриндера были опубликованы в 1975 году, основанным ими издательством Meta Publications. Прежде всего, оно должно было пропагандировать литературу, касающуюся новой модели, которая тогда получила название "нейролингвистическое программирование" (НЛП).

Целью деятельности различных групп в 1974 и 1975 годах было прежде всего разработать следующие формальные модели для коммуникационных процессов. На переднем плане их интересов, наряду с языковой активностью, находилось невербальное поведение Перлза, Сатир и Эриксона. Невербальная коммуникация казалась необычайно важной частью их терапевтического воздействия. Уже Эриксон открыл возможности использования невербального контакта для проведения изменений у клиентов. Он многие годы своей жизни провел формируя такую коммуникацию и подстраивая ее к терапевтическим процессам. Модели, которые теперь хотели выработать Бендлер и Гриндер, должны были также помогать в анализе и представлении структуры эффективных паттернов невербальной терапевтической коммуникации.

Первые контуры главной модели НЛП, так называемого 4-Tupel, или Модели Четверки, стали заметными в конце 1974 года. С ее помощью, программисты начали исследования, измененных состояний сознания. Теперь уже вопрос не касался только лишь психотерапии. Главным предметом их интересов стала скорее структура коммуникационного поведения, вызывающего изменения и неотделимый от нее вопрос о структуре субъективного опыта и природе измененных состояний сознания. Кроме применения методов Пер-лза и Сатир, эксперименты велись также с различными техниками из области трансовой индукции, гипнотическими языковыми паттернами Эриксона и с косвенной метафорической коммуникацией. Так же, так называемые феномены глубокого транса, такие как: позитивные и негативные галлюцинации, искажение восприятия времени, амнезия, нечувствительность к боли, регрессия возраста, левитация руки, каталепсия и им подобные, были детально изучены специалистами нейролингвистического программирования. Появились первые, частичные паттерны НЛП, успешность которых была подтверждена. Результаты этой интенсивной экспериментальной фазы были опубликованы в трех книгах, которые до сих пор входят в состав основной литературы об НЛП.

На 1974-й год приходится пик сотрудничества Бендлера и Гриндера, направленного на создание моделей языковых паттернов, используемых Вирджинией Сатир, Фрицом Пёрлзом и позже Милтоном Эриксоном. В результате появились книги “Структура Магии” том 1–2 (1975, 1976), “Шаблоны гипнотических техник Милтона Эриксона” том 1–2(1975, 1977) и “Меняемся вместе с семьями” (1976).

В 1980-м году компания Бендлера “Not Limited” (НЕ закрытое акционерное общество) заработала более 800 тысяч долларов, а сам Бендлер и его жена Лесли Камерон-Бендлер процветали. К концу 1980-го года сотрудничество Бендлера и Гриндера(они вместе читали лекции, вели тренинги, писали книги) неожиданно завершилось, а его жена подала на развод. Позже Лесли Камерон-Бэндлер говорила, что Ричард оскорблял ее словесно и физически. В 1983-м году “Not Limited” объявила о банкротстве.

Потребление кокаина и алкоголя в чудовищных количествах продолжалось до 1986-го года, когда Бэндлера обвинили в убийстве проститутки Корни Кристен. Суд продолжался три месяца, помимо Бэндлера был еще один подозреваемый – Джеймс Марино – любовник убитой. Как сообщает журнал “Mother Jones” выпуск Март 1989-го года присяжные не смогли различить Бэндлера и Марино ввиду того, что Бэндлер точно копировал жесты, мимику, голос Марино, а потому не могли сказать кто именно из них виновен. В результате оба были освобождены.

В июле 1996-го года Бэндлер подал в суд на Джона Гриндера и других членов НЛП сообщества, в частности Кармен Бостик-сент Клер, Стива и Кониру Андреас, обвиняя их в присвоении его интеллектуальной собственности – НЛП и требуя компенсации “в размере определяемом судом, ни в коем случае не меньшем чем 10 миллионов долларов с каждого”.

В феврале 2000-го года Верховный Суд США вынес решение, гласящее: “Бэндлер вводил общество в заблуждение, посредством лицензионного соглашения и рекламного материала, заявляя, будто является единственным владельцем интеллектуальной собственности НЛП и единственным лицом, имеющим право на определения членства в НЛП сообществе”. В этом же году Бэндлер проиграл аналогичный суд в Великобритании и был вынужден в июле 2000 года объявить себя банкротом.

К концу 2000 года наметилось некоторое сближение Бендлера и Гриндера, проявившееся в совместном заявлении, в котором они признавали, что являются со-авторами и со-учередителями технологии Нейролингвистического Программирования. А также: ”Доктора Гриндер и Бендлер признают усилия и вклад друг друга в создание и начальное развитие НЛП... Доктора Гриндер и Бендлер соглашаются воздержаться от умаления вклада друг друга в развитие НЛП” .

Это заявление может быть найдено в Приложении А к книге Гриндера и Бостик Сент-Клер “Шепот на ветру”.

В настоящее время Бендлер продолжает читать лекции, консультировать, писать книги по НЛП. Основная его работа в настоящее время связана с концепцией субмодальностей. Бендлер самостоятельно развил такие технолгии как Neuro-Sonics, Neuro-Hypnotic Repatterning, Persuasion Engineering и Design Human Engineering. Значение этих технологий является предметом споров среди студентов и практиков НЛП.

Сторонники Бэндлера описывают его семинары как “чудесные”, “захватывающие”, “зажигательные”, “прикольные”, “классные”, говорят о тонком использовании метафор, историй, спиралей Эриксона, якорения и “подсознательной инсталляции навыков”. Противники называют их “бессвязными”, говорят о самовлюбленности Бендлера и фанатичности его поклонников. Точно так же и самого Бендлера одни называют гением и целителем, другие шарлатаном и создателем культа.

В настоящее время Бендлер работает с Джоном Ла Валлем, эстрадным гипнотизером Полем Мак Кенна и Майклом Брееном.

Паула Бендлер – вторая жена Ричарда Бендлера скончалась в Орландо, штат Флорида, 27-го февраля 2004-го года.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы