С младенцем нужно нянчиться

В книге Ури Бронфенбреннера «Два мира детства. Дети в США и СССР» (М.: Прогресс, 1976) автор рассказывает об одном проекте, получившем впоследствии название тридцатилетний эксперимент. Речь в нём шла о том, чтобы вывести в люди умственно отсталых детей, содержащихся в специальном приюте, добиться того, чтобы они могли жить самостоятельно. Эксперимент состоял из многих этапов, но наиболее важным и любопытным был самый первый из них.

Каждого ребёнка прикрепили к своего рода подставной суррогатной маме; такими мамами служили умственно отсталые женщины, содержащиеся в том же приюте. Через два года специальные измерения показали, что уровень интеллекта у детей вырос в среднем на 20—30 пунктов; в то же время уровень интеллекта у детей контрольной группы снизился. Эти мамы явно не могли вести со своими детьми какие бы то ни было развивающие занятия: никаких математических кружков, никаких головоломок, никаких интеллектуальных игр. Всё, что они могли — это обнимать детей, целовать, пеленать и вообще всячески с ними тетёшкаться. И вот, оказывается, что по крайней мере в определённом возрасте эмоциональное тепло, родительская ласка гораздо важнее для развития ребёнка, и в том числе для развития его интеллекта, чем любые другие формы деятельности и обучения!". Из А.К. Звонкин. «Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольника, скачать Математика и дети

При этом уверенно говорить, что без родительской любви ребенок не может вырасти здоровым и развитым - едва ли верно. См.→

Статьи по теме:
Гарри Харлоу не любил обезьян
Гарри Харлоу не любил обезьян

Харлоу занимался разработкой теста интеллекта для обезьян. Он показал, что они способны решать задач...

3
Нехватка родительского внимания и любви: мифы и реальность
Нехватка родительского внимания и любви: мифы и реальность

Многие проблемы в развитии ребенка сегодня объясняются нехваткой родительского [http://www.psycholog...

12
Опыты Харлоу
Опыты Харлоу

Гарри и Маргарет Харлоу из лабора­тории по изучению поведения приматов (Висконсинский уни­верситет)...

0
Категории: