Самоактуализация как результат развития личности


Что оказывается результатом процесса самоактуализации, что развивает в себе и получает человек, живущий таким образом?

Сомнения методолога

Итак, исходник: человек развивается из себя, развивает естественным образом то, что в нем есть. А что в нем есть? Маслоу и Роджерс ПРЕДПОЛОЖИЛИ, что в каждом человеке есть изначально ЧТО-ТО позитивное и конструктивное, но ничего более конкретного в их работать найти нельзя.

И это порождает множество вопросов. Юноша хочет себя развивать и в сомнениях: развивать свою индивидуальность либо работать на развитие социума? Почитал он Маслоу, решил: ладно, бог с ним с социумом, будем развивать себя, свою индивидуальность. Теперь, если развивать себя, то, насколько понимает себя юноша, в нем мощный талант землекопа, средний талант художника и слабый талант (но есть способности) бухгалтера. Деньги платят в обратном порядке: больше всего бухгалтеру, меньше всего землекопу. Юноше правильно становиться землекопом, реализовывать свое призвание? А священники рассказывают, что высшая потребность человека вообще не в индивидуальной самоактуализации, а в открытости слову Божьему и стяжании Божьей благодати. Что делать? Где правильный ответ?

Итого: если среди наших соседей есть в чем-то развитые (физически, душевно, интеллектуально или духовно, либо в каком-то из например искусств) симпатичные и довольные жизнью люди, как нам определить, кто из них продукт максимальной самоактуализации, а кто нет? Похоже, что в нашем арсенале только "палец в небо" и готовность к произвольным спекуляциям.

Описание А. Маслоу

Представление о самоактуализации по А. Маслоу как о высшем результате успешного роста и развития личности следующие:

"Молодые люди, по крайней мере в нашей культуре, не успевают вполне сформировать представление о себе и обрести самостоятельность: в силу недостатка опыта они не в состоянии постичь тихую постромантическую любовь и преданность; они, как правило, еще не нашли свое место в этой жизни, не нашли свое призвание, не выстроили тот алтарь, на который могли бы положить все свои способности и таланты. У них нет пока собственной системы ценностей, нет жизненного опыта, который предполагает не только переживание успеха, но и переживание неудачи, трагедии, поражения, равно как и чувство ответственности за близких людей; они не освободились от перфекционистских иллюзий и не стали реалистами, они не примирились со смертью, не научились терпению: они не успели познать свои пороки и потому не умеют сострадать порокам других; они пока не умеют быть снисходительными к родителям и взрослым, уважать власть и авторитеты; они не получили достаточного образования и не открыли для себя пути, ведущие к мудрости; им недостает мужества, чтобы достойно принять безвестность, отсутствие признания, они стесняются быть хорошими, добродетельными людьми.." (А. Маслоу. Мотивация и личность).

Итак, для финала самоактуализации характерны:

  • образованность и понимание пути мудрости,
  • высокие ценности: чувство ответственности за близких людей, постижение тихой постромантической любви и преданности,
  • уважение к разумной власти и достойным авторитетам,
  • обретение своего места в жизни, своего призвания, куда можно положить все свои способности и таланты.
  • своя система ценностей, наличие жизненного опыта, включающий как настоящий успех, так и серьезные утраты,
  • смелость в притязаниях и реалистичность в постановке жизненных задач,
  • спокойное признание смерти и других неизбежных потерь, умение терпеть неизбежное, принятие естественного несовершенства мира, себя и окружающих,
  • смелость быть хорошими, добродетельными людьми, готовность принять безвестность, отсутствие признания.

Коротко - личностная зрелость, максимальная выраженность психологического здоровья личности, ее высокая психологическая культура, достаточная образованность и социальность. О гражданской активности ни слова, религиозность либо какая другая духовность не отмечена.

Оценки, отношение к самоактуализации

По взглядам православной психологии, самоактуализация - это своеволие и грех. Смотри

С позиции Синтона, самоактуализация скорее не единственная вершина личностного развития, а один из достойных путей развития человека. Кроме того, реальная практика людей, увлеченных самоактуализацией, оказывается во многом другой, нежели ориентиры теоретиков, и в таком, существенно приземленном варианте, самоактуализация снижается до более простых вещей. Иногда она превращается в свободу самовыражения эгоистично настроенной личности, иногда - одной из позиций восприятия, а именно первой (личной) позицией.

Важно помнить, что у развитой личности, в том числе этически развитой, первая позиция восприятия обязательно должна дополняться и другими, следующими за нею позициями.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Гость Андрей 4 января 2015 16:52:34

Уважаемый автор, а Вы самоактуализированная личность? Если да, то первым пунктом характеристики подобной Вам личности следовало прописать стремление к познанию. Познанию не просто психологии людей или общества в целом, не конкретной науки или направления, а стремление к познанию всей доступной информации во всех направлениях сразу. А благодаря таланту всех "самоактуализированных", а именно способности быстро анализировать и выделить главное, то процесс изучения всегда приятен и увлекателен. "Мудрость" и жизненный опыт происходят сами собой, а успех в обществе подобных личностей не интересует вообще. Для того ,чтобы найти подобных личностей даже в школьном возрасте не нужно придумывать систему критериев, достаточно минимального общения, только искать нужно в учебных заведениях с гуманитарной направленностью.

Развитие темы

Самые популярные материалы