СМАРТ (SMART) - критерии грамотно поставленной цели


СМАРТ (SMART) - принцип, на соответствие которому полезно проверять поставленные цели.

Согласно этому принципу, цель должна быть:

  • Specific - конкретной. Конкретика означает, что результатом формулировки цели является ответ на вопрос: «что сделать?». Варианты: Чего добиться? Где? Когда? С кем? В каком объеме? и т.д. В постановке цели не должно быть слов, не несущих смысловой нагрузки (оптимальный, достойный и т.п.), никаких расплывчатых и двусмысленных формулировок.
  • Measurable - измеримой. Как ты узнаешь, что уже достиг своей цели? И в какой степени ты ее достиг? Если речь идет о количественной измеримости, нужно оперировать цифрами, если о качественной - к формулировке цели следует приложить задание. Если нет метрик, не всегда можно оценить результаты проделанной работы.
  • Achievable - достижимой. Например, цель "стать профессионалом в хирургии за 3 месяца" едва ли достижима. В этом пункте важно трезво учесть профессиональные и личные качества, при этом можно себе ставить достаточно высокую «планку» и ориентироваться на напряженный ритм работы.

Из письма Н.И.Козлову: Заметил интересную свою особенность - До последнего времени очень часто срывался с намеченного плана из-за того, что резко ставил слишком большие и нереальные задачи. К примеру, когда-то хотел начать бегать с утра - в первый день встал и пробежал сразу около трех километров. От усталости чуть не заснул на работе и на следующее утро мог с трудом двигаться от боли в мышцах. В следующий раз вспомнил про бег с утра примерно через полгода. И реально осознал эту свою особенность только недавно, когда увидел то же самое в отчетах своего друга. Самое странное то, что читал я про это малоэффективное поведение очень много раз. Радует то, что рано или поздно я это понимаю.

  • Result-oriented - ориентированной на Результат. А не на процесс.
  • Time-limited - ограниченной по времени. При постановке цели важно определить конечный срок, а также учесть, что формулировка вроде «выполнить в течение 30 дней» ориентирует скорее на процесс, чем на результат. А цель "до 17 марта обзвонить и проинформировать 100 клиентов из базы данных, родить двух детей до 30 лет" - дает разумное ограничение по времени. Важно указать крайний срок ее исполнения (dead-line). Даже если цель масштабна и трудно указать дату, то в любом случае, она должна соотноситься с определенным сроком.

Пример формулировки цели в соответствии с принципом SMART

К 14-му июля написать и опубликовать на Психологосе статью "Как работать над собой", объемом не менее 1 страницы формата А4, которая заинтересует участников ресурса, и вызовет у них желание поделиться своим мнением, а также побудит их внести улучшения в статью.

Цели, соответствующие принципу SMART, отлично приспособлены для задач, в которых человек может достаточно четко и подробно описать желаемый результат. Основное преимущество формулирования целей по принципу SMART - это возможность программировать себя на их достижение. Четко и детально вообразив результат, человек настраивает себя на движение к нему. Однако у принципа SMART есть и особенность: акцент на конкретный осязаемый результат может помешать человеку увидеть и использовать новые возможности, позволяющие достигнуть желаемого совершенно другим путем.

Трактовки и вариации принципа SMART

Принцип SMART не является догматичным. В разных источниках встречаются разные расшифровки пяти пунктов этого принципа. Например:

  • S - specific (конкретный), significant (значительный), stretching (гибкий)
  • M - measurable (измеримый), motivational (мотивирующий или стимулирующий), manageable (осуществимый)
  • A - attainable, achievable (достижимый), acceptable (желаемый), ambitious (амбициозный), action-oriented (ориентированный на действие), agreed upon (согласованный с целями более высокого уровня)
  • R - realistic (реалистичный), relevant (значимый), reasonable (целесообразный, исходящий из здравого смысла), rewarding (рентабельный), result-oriented (ориентированный на результат)
  • T - timely (своевременный), time-bound (ограниченный временными рамками), tangible (вещественный, осязаемый)

В том случае, когда руководитель ставит цель сотруднику, он может использовать принцип SMARTER. Это вариация, в которой традиционный SMART дополнен двумя пунктами, позволяющими повысить вероятность достижения цели, а именно:

  • Evaluated - каждому этапу в достижении цели руководитель должен дать оценку, то есть наладить обратную связь;
  • Reviewed - цель должна периодически пересматриваться и корректироваться руководителем на основании изменений внутри и вовне компании, например: в связи с появлением новых технологий и отмиранием старых, изменением рынка, сменой вкусов потребителей и т.д.

Другие способы постановки цели изложены в статьях Как ставить цели правильно и Как правильно формулировать цель в работе над собой.


Пока человек неткает, имеет привычку возражать и разыгрывает Жертву - ставить цели в формате СМАРТ бессмысленно, люди сопротивляются. Вначале нужно обучить людей элементарной личностной адекватности.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Гость 27 октября 2014 14:10:56

Спасибо! Но у меня немного странный вопрос: "В чем была ошибка Гитлера?", если руководствоваться данной методологией.

Развитие темы

Самые популярные материалы