Стэнли Милгрэм
Автор: Такушьян Гарольд, Фордхэм Университет, [email protected]
Источник psyjournals.ru
​СтÑÌнли МиÌлгрÑм (также МиÌлграм; 15 авгуÑта 1933, Ðью-Йорк — 20 Ð´ÐµÐºÐ°Ð±Ñ€Ñ 1984, Ðью-Йорк) — американÑкий Ñоциальный пÑихолог, извеÑтный Ñвоим ÑкÑпериментом Ð¿Ð¾Ð´Ñ‡Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°Ð²Ñ‚Ð¾Ñ€Ð¸Ñ‚ÐµÑ‚Ñƒ и иÑÑледованием феномена «маленького мира» (ÑкÑпериментальное обоÑнование «правила шеÑти рукопожатий»).
​С оÑени 1960 г. 27-летний аÑÑиÑтент профеÑÑора начал проводить Ñвои знаменитые ÑкÑперименты в подвальной лаборатории ЙельÑкого универÑитета (Linsly-Chittenden Hall). Через 15 лет, в 1975 г., на конференции ÐмериканÑкой ПÑихологичеÑкой ÐÑÑоциации (ÐПÐ) в Чикаго Дональд КÑмпбелл публично ÑоглаÑилÑÑ Ñ ÑƒÑ‚Ð²ÐµÑ€Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ Музафера Шерифа: «По моему мнению, ЙельÑкие ÑкÑперименты СтÑнли МилгрÑма по изучению повинуемоÑти влаÑти – Ñамый глубокий вклад в человечеÑкое знание, Ñделанный когда-либо нашей наукой Ñоциальной пÑихологией, еÑли не вообще, вÑей пÑихологией».
Почему XX-е Ñтолетие было, безуÑловно, Ñамым ÑмертоноÑным в иÑтории человечеÑтва (более чем 100 миллионов гражданÑких лиц, убитых в войне и при геноциде)? Ключ к ответу на Ñтот вопроÑ, по мнению МилгрÑма, возможно, кроетÑÑ Ð½Ðµ Ñтолько в человечеÑкой агреÑÑии или даже ÑмоциÑÑ…, Ñколько в нашей ÑпоÑобноÑти подчинить Ñвою волю лицам, наделенным официальной (законной) влаÑтью. Во многих лабораториÑÑ… других Ñтран, как и в лаборатории Ñамого МилгрÑма, было показано, что даже добрые люди проÑвлÑли жеÑтокоÑÑ‚ÑŒ в отношении других людей.
Теперь, 50 лет ÑпуÑÑ‚Ñ, покойный СтÑнли МилгрÑм (1933–1984) во вÑем мире ÑчитаетÑÑ ÐºÑ€ÑƒÐ¿Ð½ÐµÐ¹ÑˆÐ¸Ð¼ иÑÑледователем, автором клаÑÑичеÑких obedience-ÑкÑпериментов, изучение которых ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð¾Ð±Ñзательно Ð´Ð»Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ начинающего Ñтудента-пÑихолога. Ðо те из наÑ, кому поÑчаÑтливилоÑÑŒ учитьÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ работать Ñо СтÑнли МилгрÑмом в течение его короткого жизненного пути (он ÑкончалÑÑ Ð² возраÑте 51 года), хранÑÑ‚ в памÑти также и другие, менее извеÑтные ипоÑтаÑи Ñтого уникального человека и его глобального наÑледÑтва (Takooshian et al., 2010). Им и поÑвÑщены 10 пунктов данного предÑтавлениÑ.
1 Студент. Юный СтÑнли фактичеÑки Ñтал ученым еще до поÑÑ‚ÑƒÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² Ñреднюю школу имени Дж. Монро (James Monroe High School, Bronx, New York). Ð’ то же Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð½ не выбрал ни одного курÑа по пÑихологии за 4 года Ñвоей учебы в КуинÑ-Колледже (Queens College) и только по окончании его получил Ñпециальное разрешение от ГарвардÑкого универÑитета перейти на Ñпециализацию «бихевиориÑÑ‚Ñкие иÑÑледованиÑ». Ð’ Гарварде его учителÑми Ñтали выдающиеÑÑ Ð±Ð¸Ñ…ÐµÐ²Ð¸Ð¾Ñ€Ð¸ÑÑ‚Ñ‹ того времени: Гордон Оллпорт, Соломон Ðш, Джером Брунер (Takooshian, 1998).
2 ПовинуемоÑÑ‚ÑŒ. Получив в 1960 г. должноÑÑ‚ÑŒ аÑÑиÑтента ЙельÑкого универÑитета, МилгрÑм немедленно приÑтупил к пилотным obedience-ÑкÑпериментам, Ð¿Ñ€ÐµÐ¾Ð´Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ñ ÐºÑ€Ð¸Ñ‚Ð¸ÐºÑƒ Ñо Ñтороны профеÑÑорÑко-преподавательÑкого ÑоÑтава ЙельÑкого универÑитета, финанÑовые проблемы и отклонение редакцией журнала первой верÑии его клаÑÑичеÑкой Ñтатьи (Milgram, 1963). Его ÑкÑÐ¿ÐµÑ€Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ñ‚Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ð¿Ð°Ñ€Ð°Ð´Ð¸Ð³Ð¼Ð° «ДеÑÑ‚Ñ€ÑƒÐºÑ‚Ð¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð²Ð¸Ð½ÑƒÐµÐ¼Ð¾ÑÑ‚ÑŒ легитимным авторитетам» (Milgram, 1974/2009) позволила ему Ñделать неÑколько важнейших открытий в Ñтой облаÑти.
3 Другие иÑÑледованиÑ. ÐкÑÐ¿ÐµÑ€Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ñ‚Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ð¿Ð°Ñ€Ð°Ð´Ð¸Ð³Ð¼Ð° «ДеÑÑ‚Ñ€ÑƒÐºÑ‚Ð¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð²Ð¸Ð½ÑƒÐµÐ¼Ð¾ÑÑ‚ÑŒ легитимным авторитетам» была одной из более чем дюжины важнейших тем, разработанных его инновационными методологичеÑкими подходами: «Мир теÑен», ПотерÑнное пиÑьмо, ПÑÐ¸Ñ…Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ñ‚Ð¾Ð»Ð¿Ñ‹, Сираноиды и ПÑÐ¸Ñ…Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð³Ð¾Ñ€Ð¾Ð´Ñкой жизни (тогда еще недавно ÑформировавшееÑÑ Ð½Ð°Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ðµ) (Milgram, 2010).
4 Ð£Ð½Ð¸ÐºÐ°Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ñ‚Ð²Ð¾Ñ€Ñ‡ÐµÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð´Ð°Ñ€ÐµÐ½Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ МилгрÑма проÑвилаÑÑŒ, помимо пÑихологии, и в других, менее извеÑтных Ñферах его деÑтельноÑти. Он был киноÑценариÑтом, кинорежиÑÑером, переводчиком.
5 Ðтика. ÐеÑÐ¼Ð¾Ñ‚Ñ€Ñ Ð½Ð° деÑÑÑ‚Ð¸Ð»ÐµÑ‚Ð¸Ñ Ð²Ð²Ð¾Ð´Ñщей в заблуждение критики, МилгрÑм был выÑоконравÑтвенным иÑÑледователем, который никогда не толковал неправильно ÑущеÑтвующие ÑтичеÑкие принципы и ввел новые методы дебрифинга учаÑтников его ÑкÑпериментов и Ð¸Ð·Ð¼ÐµÑ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ñ… ÑтичноÑти. ПоÑле того как ÐПРудоÑтоверилаÑÑŒ в необоÑнованноÑти одного анонимного обвинениÑ, предъÑвленного против МилгрÑма (когда он впервые подал заÑвление о членÑтве), он вÑкоре был избран ее ДейÑтвительным Членом за «выдающийÑÑ Ð²ÐºÐ»Ð°Ð´ в пÑихологию».
6 Борец. Личный опыт Ñделал МилгрÑма отважным борцом, защищавшим от критиков значение ÑкÑпериментальных методов Ð´Ð»Ñ Ð¸Ð·ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°ÐºÑ‚ÑƒÐ°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ñ… Ñоциальных проблем (Blass, 2004). ÐŸÑ€Ð¾Ñ‚Ð¸Ð²Ð¾Ñ€ÐµÑ‡Ð¸Ñ Ð² его иÑÑледованиÑÑ… оказали заметное влиÑние на то, как ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð¿Ñихологи разрабатывают и проводÑÑ‚ Ñвои ÑкÑперименты, а также анализируют их результаты.
7 Ðепонимание. Работы МилгрÑма очень чаÑто активно оÑвещалиÑÑŒ СМИ. Столь же чаÑто СМИ иÑкажали или неправильно толковали результаты его иÑÑледований. Ðапример, МилгрÑм направил в телевизионный журнал Ñтатью Ñ Ð¸ÑправлениÑми ошибок в некорректном биографичеÑком фильме (NBC-TV) «ДеÑÑтый Уровень», оÑнованном на его obedience-ÑкÑпериментах.
8 Ситуационизм. Музафер Шериф, Дональд КÑмпбелл и многие их коллеги Ñчитали иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐœÐ¸Ð»Ð³Ñ€Ñма в облаÑти деÑтруктивной повинуемоÑти легитимным авторитетам ÑимволичеÑким примером принципа «Ñитуационизма» в Ñоциальной пÑихологии: в объÑÑнении причин и механизмов различных феноменов нашего Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ межличноÑтного взаимодейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ñ€Ð¾Ð»ÑŒ внешних Ñоциальных факторов перекрывает влиÑние внутренних (личноÑтных) диÑпозиций.
9 Учитель. Ð¥Ð¾Ñ‚Ñ ÐœÐ¸Ð»Ð³Ñ€Ñм преподавал вÑÑŽ Ñвою творчеÑкую жизнь, Ñ 1960 по 1984 г., у него было немного Ñтудентов, поÑкольку он вел обычно лишь небольшие Ñеминары Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð°Ð³Ð¸Ñтров (вплоть до Ñвоей безвременной кончины 20 Ð´ÐµÐºÐ°Ð±Ñ€Ñ 1984 г.). Те, кому поÑчаÑтливилоÑÑŒ оказатьÑÑ Ð² чиÑле его учеников, знали его как уникального Ð¿Ñ€ÐµÐ¿Ð¾Ð´Ð°Ð²Ð°Ñ‚ÐµÐ»Ñ Ð¸ увлеченного наÑтавника, блеÑк которого в аудитории конкурировал Ñ ÐµÐ³Ð¾ блеÑком в лаборатории и вдохновлÑл его Ñтудентов. Как преподавателю МилгрÑму проÑто не было равных.
10 ÐаÑледие. МилгрÑм продолжает и ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð²Ð´Ð¾Ñ…Ð½Ð¾Ð²Ð»ÑÑ‚ÑŒ пÑихологов на незавиÑимые иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² руÑле бихевиоризма. Ð’ 2010 г. продюÑеры французÑкого телешоу «Игра Смерти» повторили иÑÑледование МилгрÑма и зарегиÑтрировали 80-процентную норму повинуемоÑти у учаÑтников, ÑоглаÑившихÑÑ Ð½Ð° возможное убийÑтво незнакомца Ð´Ð»Ñ Ñ‚Ð¾Ð³Ð¾, чтобы учаÑтвовать в реалити-шоу (Beardsley, 2010).
Комментарии (1):
Получается, человек полностью зависим и практически не имеет своей воли. Он полностью или почти зависим от той системы в которой находится. Поэтому часто сталкивается с различными нервными расстройствами и нарушениями психики.