Ступени лидерского роста (А. Тихонов)

Согласно современным исследованиям, лидерский потенциал есть у каждого — вопрос в том, каким образом его можно развивать, в каком формате и масштабе. Изучая истории известных лидеров, обобщая результаты различных исследований и проводя собственные эксперименты и наблюдения, удалось обнаружить, что в развитии лидерского потенциала человека существуют определенные закономерности. Лидерство можно представить в виде пирамиды, в основании которой будут лежать базовые характеристики личности, а чем выше будет уровень пирамиды, тем больше в нем будут задействованы социальные связи и отношения, к которым на каждом новом уровне будут прибавляться масштабность и системность мышления лидера. При этом, согласно закону пирамид, каждый более высокий уровень будет опираться на нижележащие и практически не может существовать без этой опоры. Т.е. для того чтобы стать лидером более высокого порядка, необходимо для начала развить нижележащие уровни. Таким образом, можно говорить о ступенях лидерского роста. Эта модель даёт возможность понять, с чего стоит начать развивать лидерство в первую очередь, и в какой последовательности продолжать это развитие.

Внутреннее лидерство

Итак, базовой или нулевой ступенью развития лидерского потенциала является внутреннее лидерство. Это набор внутренних качеств и компетенций, позволяющих стать по-настоящему лидером для самого себя. Сюда будут включены такие компоненты, как умение управлять собой, собственными состояниями и идеями, умение ставить цели и достигать их, навыки самодисциплины и тайм-менеджмента, умение быть интересным самому себе, стремление достичь большего и непрерывно развиваться. Таким образом, предпосылками для развития внутреннего лидерства является гармоничная целостная личность, которая, по сути, является примером и притягателем для других. Даже если такой лидер не предпринимает никаких действий для того, чтобы занимать активную лидерскую позицию, люди хотят за таким человеком следовать, и он для них становится ориентиром. Лидер, не обладающий в полной мере этими качествами, скорее, будет являться лидером только формально. Он может быть хорошим управленцем, но если не может зажигать других собственной личностью, то будет снова и снова сильно проигрывать лидеру, обладающему этими качествами, и в потенциальном противостоянии с ним может легко терять свои позиции.

Ситуативное лидерство

Первая ступень лидерства непосредственно связана с предыдущей и называется ситуативным лидерством. Ситуативное лидерство проявляется в контексте взаимодействия с ближайшим окружением и характерно тем, что человек на некоторое время берет на себя инициативу и проявляет весь набор лидерских качеств. Чаще всего это возникает при необходимости или в экстремальных ситуациях, когда крайне необходимо. Часто такие лидеры просто назначаются на определенные проекты или когда в лидерстве возникает необходимость в момент кризиса или критической ситуации. Но как только необходимость в лидерстве проходит, такой лидер быстро складывает с себя свои полномочия и уходит на второй план, становясь исполнителем. И часто в роли лидера в подобных ситуациях оказываются люди либо с большими внутренними амбициями, либо с ярко выраженным потенциалом базового яруса, т.е с сильно развитым внутренним лидерством. Группа таких людей чувствует и нередко сама просит этих людей возглавить их команду. Ситуативное лидерство отличается от внутреннего тем, что ситуативный лидер готов брать ответственность не только за себя, но и за других, но мотивом такого поступка чаще является необходимость, чем сильное внутреннее желание. У ситуативных лидеров присутствует опасение, что их лидерство будет не принято, и оправданием является сложившаяся ситуация. На этом этапе от лидера требуется новый набор таких качеств, как умение управлять не только собой, но и своим ближайшим окружением, отдавать команды, распоряжения. Появляется большая необходимость в коммуникативных навыках, умении мотивировать людей и, конечно, видеть не только свою собственную цель, но и цель группы, которой он руководит.

Тактическое лидерство

Командное или тактическое лидерство характерно тем, что лидер берет ответственность за управление группой людей и является для них ориентиром на протяжении продолжительного времени жизни команды. То есть он может создать устойчивую систему, в которой люди захотят находиться на протяжении достаточно протяженного отрезка времени. Командное лидерство отличается от ситуативного тем, что решение о занятии лидерских позиций в команде является личным мотивом лидера, а не происходит под влиянием внешних обстоятельств. Характерной особенностью развития лидера на данной ступени будет его личное спокойное принятие этой позиции. На данном этапе лидер ставит тактические цели перед участниками собственной группы, распределяет роли, выстраивает взаимодействие и коммуникации исходя из своего видения сложившейся ситуации, определят правила и нормы поведения. Важным элементом на этом уровне является способность вызывать доверие и лояльность со стороны команды, а также навыки удержания мотивации и структуры группы на протяжении большого количества времени. В бизнесе на этом этапе особенно важно учитывать основные элементы управления: постановку задачи, распределение ролей и зон ответственности, функции мотивации и контроля. Поскольку уровень командного лидерства включает в себя внутреннее и ситуативное лидерство, стоит помнить, что особенно в критических ситуациях командный лидер должен обладать всеми качествами, присущими внутреннему лидерству, чтобы в первую очередь находить опору в себе, а также иметь способности ситуативного лидера, чтобы уметь в моменты потери доверия группы восстанавливать свой лидерский статус.

Стратегическое лидерство

На уровне системного или стратегического лидерства возрастает размер команды, в команде появляется всё больше людей с притязаниями на лидерство разных уровней и масштабов. В связи с этим системному лидеру необходимо уметь управлять командой, состоящей из амбициозных людей с развитым лидерским потенциалом. И талант лидера этого уровня состоит в том, чтобы уметь управлять такой командой, не подавляя амбиции и задатки её участников, а развивая и поддерживая их, при этом сохраняя свой статус. Необходимыми инструментами этого уровня являются: постановка стратегических целей, навыки системного мышления, умение не просто мотивировать участников команды, а вдохновлять их. Таким образом, системному лидеру необходимо видеть тенденции развития системы, общества, культуры, рынка, в который он включен на несколько шагов вперед, обладая хорошим видением ситуации. Ну и, конечно, нужно являться сильным личным примером, уметь совершать поступки, обладать харизмой, чтобы уметь воодушевлять людей.

Законодательное лидерство

Наконец, вершиной пирамиды является законодательное лидерство. Когда, благодаря своей личной силе и харизме, своему уму и системному видению, своим коммуникативным навыкам и умению вдохновлять, лидер является законодателем правил и ориентиром для всей системы, в которую он включен. Благодаря ему мир, в которым мы живем, является именно таким, а не выглядит как-то иначе. В истории мы знаем как положительные, так и отрицательные примеры такого лидерства, которые можно увидеть практически в любой области: Петр 1, Наполеон Бонапарт, Аристотель, Циолковский, Эйнштейн, Гитлер, Билл Гейтс, Пушкин — все они являются примерами законодательного лидерства в своей области, каждый из них обладает собственной харизмой и один не похож на другого. Они внесли необратимый вклад в изменение этого мира, благодаря чему мы живем именно в таком мире, каков он есть.

1. Внутреннее лидерство. Это базовый этап развития лидерской компетенции. Предпосылки для возникновения и развития лидерства. Человек должен в первую очередь уметь руководить собой. Уметь мотивировать и настраивать себя на работу. Брать ответственность за свои поступки и держать ситуацию под контролем.

2. Ситуативное лидерство. Проявляется, когда человек берет на себя роль лидера в зависимости от сложившейся ситуации и в конкретном контексте. На нём временная ответственность за происходящее. Чаще всего такие лидеры мотивируется необходимостью, чем возможностью, например, в экстремальной ситуации, когда сам контекст диктует необходимость появления лидерских качеств. Если не я, то кто? Когда же актуальность ситуации спадает, человек снимает с себя лидерскую роль и возвращается в повседневную роль.

3. Командное или тактическое лидерство. Лидер постоянно руководит своей командой. Является её мотором. Берет инициативу в свои руки на протяжении большого промежутка времени управления командой. Отвечает за свою команду и её членов. Обычно ставит тактические цели и стремится к их достижению.

4. Системное или стратегическое лидерство. Лидер руководит всей системой в целом. Это лидер лидеров. То есть он руководит руководителями-лидерами. Ставит стратегические цели, формирует видение, определяет далеко идущие планы и перспективы развития. Вдохновляет людей на достижение перспективных целей.

5. Законодательное лидерство. Быть первым на рынке. Диктовать свои тренды и правила всей системе. Создавать мир, в котором будут жить окружающие.

Как видно из рисунка, каждый следующий уровень пирамиды базируется на предыдущем. Т.е для развития очередного уровня как минимум нужно на что-то опираться. Нижележащие уровни как раз позволяют заложить фундамент для перехода на более высокие уровни. И действительно, изучая лидеров-стратегов или законодательных лидеров, становится понятно: для того чтобы управлять лидерами и идеями масс, необходима серьёзная основа в виде внутреннего стержня, умение перехватывать инициативу и в нужные моменты захватывать лидерство, а также удерживать его как минимум в своём ближайшем окружении. А ведь все эти навыки базируются на нижних лидерских уровнях. Пирамида построена таким образом, что каждый следующий уровень не просто опирается на нижний, но и включает его.

Появляется резонный вопрос: «Можно ли в развитие собственного лидерского потенциала сразу перейти на один из верхних уровней?» Ответ: «Да». Но такое лидерство будет очень неустойчиво. В истории мы знаем примеры, когда королей делала свита. Народу нужен был лидер, и если его не было, то его просто придумывали. Т.е., по сути, этот человек как личность лидером не являлся, но вокруг него успешно формировались мифы, истории и, в конце концов, у людей появлялось ощущение, что они имеют дело с героем. В современном мире, в связи с развитием СМИ и высоких политтехнологий, такое происходит повсеместно, и лидеры создаются. Но, по сути, такой лидер является лишь марионеткой в руках, им управляющих, и подчиняется их воле. Правда, были примеры, когда, став номинальным лидером законодательного уровня и получив большие полномочия, человек делал себя сам, т.е. фактически развивал и простраивал все нижележащие уровни пирамиды и из формального лидера превращался в фактического. К таким примерам можно отнести известных лидеров держав, которые получили свой формальный статус через наследование, но взрастили в себе лидеров высокого порядка: Петр 1, Иван Грозный, Александр Македонский и другие.

Итак, для того чтобы встать на путь лидерства и развивать в себе лидерский потенциал, полезно начать с развития внутренних лидерских качеств и внутреннего стержня, чтобы становиться неявным примером для окружающих и вместе с тем обучаться навыкам коммуникации, захвата и удержания лидерского пространства, дальше осваивать навыки эффективного управления командой и идеями, учиться работе с целями и мотивацией, системному мышлению, построению видения и вдохновления. Таким образом, переходя от одного уровня к другому, мы шаг за шагом можем приближаться к вершине пирамиды лидерства.


Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Гостья 20 февраля 2015 19:01:31

Эйнштейн, Пушкин и даже Гитлер стали лидерами благодаря своему профессионализму, а вовсе не за счет развития каких-то абстрактных лидерских качеств. Например, про Эйнштейна известно, что его не любили профессора, а так же он долго не мог устроиться на работу. Разве это свидетельствует о лидерских качествах? Что касается Гитлера, то он с детства обожал играть в войнушку и не оставил это занятие даже став юношей, в его возрасте это было уже странно. Про человеческие качества Гитлера говорить не надо, там все сложно. Что касается умения управлять собой - вспомните Ельцина. Его алкоголизм ни для кого не секрет. Если полагать, что идеи этой статьи верны, то странно, что Эйнштейн стал лидером мирового масштаба, при этом не сумев стать лидером в университете, где учился.

Самые популярные материалы