Свобода ребенка начинается с понимания им запретов

Некоторых детей лучше держать на поводке, если мы заботимся о их безопасности.
Некоторых детей лучше держать на поводке, если мы заботимся о их безопасности.

Трехлетний карапуз бегает по дачному участку, он видит красивые цветы, ему хочется их рвать. Но мама против того, чтобы ребенок рвал и тут же бросал на землю ее гладиолусы, поэтому она не разрешает ему бегать по участку без присмотра. Несвобода... Если же ребенок усвоил запрет: "Цветы рвать нельзя!" и понимает, что такое цветы, которые рвать нельзя - он получает разрешение гулять по участку без мамы. Он приобрел свободу, он заработал её тем, что слушал маму, которая ему объясняла, чем цветы отличаются от лопухов и решил слушаться маму, цветов не рвать.

Чем меньше ребенок, тем в большей степени беспрекословно он должен слушать своих родителей.

Может ли ребенок выбегать с дачного участка? Если рядом проезжая дорога и ребенок не знает, что на дорогу выбегать нельзя никогда и никак - ему нельзя выбегать и с дачного участка. Категорически нельзя.

Но даже и на участке: предположим, мама не против, чтобы ребенок рвал на участке любые цветы, но в зоне протянутой руки от ребенка начинается соседский участок, и там растут цветы, которые рвать нельзя. Как тогда? Ребенок еще не знает, что такое "наш участок" и "соседский участок", он видит тут цветок и рядом цветок, но тут цветок рвать можно, а вот рядом - нельзя. Почему?? Как это понять? Никак это не понять. Да, у ребенка еще нет средств понять эти взрослые деления "наше - чужое", и поэтому в таких случаях его задача не понимать, а просто слушаться. Вот это можно, а это - нельзя. Вот этот цветок рвать можешь, а рядом такой же - нельзя. Просто - нельзя. Никак нельзя. Почему? Потому что мама сказала нельзя. И всё.

Если ребенок это усвоил и маму слушаться стал, он будет свободно бегать по участку. Не слушается маму - мама будет держать его только рядом с собой, а то еще и привяжет его на поводок...

​​​​​​​Что значит - ребенок растет, ребенок взрослеет? Это значит, в частности, что он уже сам знает, что такое можно, а что нельзя. Это значит, что запреты внешние стали его внутренними запретами. Уже не нужно, чтобы "нельзя" каждый раз ему кричала мама или за нарушение запрета его шлепал папа; ребенок уже сам понимает, что чужое брать нельзя и на дороге - не балуются. Ребенок взрослеет - и родители могут давать ему большую свободу. Умные родители хотят, чтобы их дети имели больше свободы, и поэтому заботятся о том, чтобы дети знали запреты. А начинается все с того, что маленькие дети должны слушаться своих родителей - беспрекословно. Сразу. На счет раз.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Гость 9 октября 2014 19:49:06

В своей практике столкнулась вот с чем: ребенку 3х лет объясняла много раз, что бросать свои игрушки нельзя. Но раз за разом ситуация повторялась - когда ребенок злился, то швырял свои игрушки несмотря на то, что предупреждала о наказании и наказывала после совершенного поступка. Он был очень упорен в своем непослушании. Прошло время, сейчас ребенку 5 лет. Теперь он игрушки уже не бросает. В остальном тоже более или менее слушает родителей. А я вот думаю, то ли просто перерос тот сложный возраст, то ли "мозги включились", и он подрос и начал понимать с первого раза, то ли действительно это моя заслуга, что я раз за разом ему запрещала что-то делать, несмотря на упорство с его стороны, и теперь он начал понимать с первого раза мои указания...

Гость 10 октября 2014 04:02:53

Вероятно, его каприз тоже видоизменился с возрастом. И теперь можно ожидать другого, например курить нельзя... Но я же уже большой, сам знаю что можно, а что нет!

Гость 5 августа 2016 14:46:56

Замечательно! Спасибо, Николай Иванович, за четко понятные слова! За правильные слова! Буквально за поддержку нас самих для нас самих!

Самые популярные материалы