Теория личности в индивидуальной психологии

Альфред Адлер
Альфред Адлер

Дитя человека — самое беспомощное по сравнению с детенышами всех остальных животных. Чтобы выжить, младенец должен научиться оценивать окружающую среду и делать о ней правильные заключения. Семья является первичной социальной средой ребенка, и он пытается найти свое место в ней. Каждый ребенок хочет быть связанным с другими людьми, быть значимым для них, считать их своими и считаться своим сначала в семье, а затем и в более широкой социальной среде. Восприятие детьми своего положения в семье помогает им оценивать себя и других. Эти оценки включаются в когнитивную карту, или стиль жизни, влияющий на жизненный путь человека.

В учебных целях, входящие в стиль жизни взгляды и убеждения человека можно классифицировать различным образом. Одна из схем подразделяет их на следующие категории: представления о себе (Я-концепция), идеальное Я (Я-идеал), Weltbild (образ мира) и личная этическая позиция. Несоответствие этих элементов друг другу может вызвать чувство неполноценности. Например, человек, придерживающийся убеждения «чтобы занять подобающее положение, мне следует быть первым» (Я-идеал) и одновременно говорящий себе «увы, я — второй» (Я-концепция), будет чувствовать себя неполноценным. Эти взгляды и убеждения, первичное чувство неполноценности, являющееся следствием младенческой беспомощности, и вторичное чувство неполноценности, порожденное несоответствием различных взглядов и убеждений, формируют стиль жизни конкретного человека. Хотя большинство таких взглядов и убеждений являются бессознательными (по Адлеру, не находятся в центре сознания), поведение человека тем не менее, в целом соответствует им. Так, в рамках одного и того же жизненного стиля человека может преуспеть в жизни, если его что-то или кто-то вдохновляет, и оказаться ни на что не годным, если он теряет веру в себя.

Эмоции, будучи поведением, имеют свое назначение. Они вызываются для того, чтобы люди продвигались по направлению к своим целям. Люди являются создателями, а не жертвами собственных эмоций. Эмоции в теории Адлера когнитивную основу.

Чувство неполноценности является нормальным в том смысле, что всем людям знакомо ощущение, будто они не достигли чего-то нужного. Когда люди ведут себя так, как если бы они были хуже других, развивают симптомы, действуют, как больные, или отреагируют подавленные импульсы и желания, они демонстрируют комплекс неполноценности — термин, охватывающий все, что обычно называют «психопатологией» и что адлерианцы именуют «обескураженностью».

Т. к. овладение окружающей средой является жизненно важным, человек создает стиль жизни, приближающий его к достижению этой цели. Главные цели жизненного стиля — понимать, предсказывать и контролировать жизнь и себя. Жизнь призывает людей найти решение трех задач:

1) Работа, которая для детей и многих взрослых предполагает еще и учебу. Работа включает подзадачи:

  • профессиональный выбор;
  • профессиональная подготовка;
  • исполнение профессиональных обязательств;
  • использование свободного времени;
  • отход от дел и/или уход на пенсию.

2) Социальная задача, включающая две подзадачи: подзадачу принадлежности к социальной группе (организации, общине и т. д.) и подзадачу, которую Э. Берн включил в название своей книги «Игры, в которые играют люди» (Games people play).

3) Основана на том, что человеческий род делится на два пола и каждый должен как-то вести себя по отношению к другому полу. Адлер не одобрял термин «противоположный пол», ибо, являясь сторонником равенства полов, считал, что он может ассоциироваться с соперничающими отношениями между полами. Подзадачи этой группы сосредоточены на определении половой роли и полоролевой идентификации, прохождении фаз сексуального развития (например, пубертата, менопаузы), ухаживании, любви, браке, совместной жизни и, для некоторых, на разводе.

Сталкиваясь с жизненными задачами, люди занимают три позиции: «Да», «Да, но» («если только») и «Нет».

1) «Да». Люди, реагирующие на задачи жизни с установкой «да», демонстрируют социальный интерес, или Gemeinschaftsgefuhl (чувство общности). Эта утвердительная реакция не подразумевает пассивного приспособления к жизни.

  • Адлерианская психология, будучи нормативной психологией, требует от людей, чтобы те брали на себя личное обязательство производить изменения в обществе, когда последнее не оправдывает ожиданий. Социальный интерес — это конструкт, включающий такие характеристики, как приверженность жизни, социальная кооперация, содействие общему благосостоянию и социальной помощь. Люди, демонстрирующие социальный интерес, встречают жизнь смело, уверенно и с оптимизмом. Степень проявляемого социального интереса служит показателем психического здоровья, или нормальности.

2) «Да, но». Люди, отвечающие «да, но», признают необходимость решения жизненных задач, но вместе с тем всегда готовы «по тревоге» защитить себя, свою репутацию и самооценку. Они отвечают «да» жизненным задачам, «но» не могут разрешить их прямым методом решения проблем.

  • Люди, постоянно пользующиеся формулой «да, но», — это невротики: те, кто заявляет «да, но я болен» (или кому что-то постоянно мешает), относятся к категории психоневротиков, а те, кто провозглашает «да, я знаю, что проблема существует, но не обращаю на нее внимания» (т. е. поступают наперекор), составляют группу невротических характеров. Рассматриваемый невроз представляет собой попытку обескураженных людей выполнить жизненные задачи, избегая прямого решения проблем. Поступая так, невротики избегают субъективного провала или успеха, которые сделали бы их уязвимыми к угрозам собственному Я, самоуважению или занимаемому положению.

3) «Нет». Третья группа борется с жизненными задачами, поворачиваясь к ним спиной и говоря «нет» традиционным в их культуре задачам и их решениям. Этих людей относят к психотикам.

  • Т. к. адлерианцы применяют модель психологии роста, люди с психопатологией рассматриваются скорее как обескураженные, потерявшие веру в себя, чем как психически больные.
Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы