Теория социального научения Джулиана Роттера

Теорию Д.Роттера отличает несколько важных особенностей:

  • Теория как конструкт. Развитие системы понятий, которые бы обладали предсказуемостной полезностью.
  • Язык описания. Формулировка понятий, которые были бы свободны от неопределенности и двусмысленности.
  • Использование операциональных определений, которые устанавливают реальные измерительные операции для каждого понятия.

Большая часть человеческого поведения приобретается или выучивается. Это происходит в значимой для человека среде, изобилующей социальными взаимодействиями с другими людьми.

Главная особенность этой теории заключается в том, что она задействует два типа переменных: мотивационную (подкрепление) и когнитивную (ожидание). Ее также отличает использование эмпирического закона эффекта. Подкреплением считается все, что вызывает движение к или от цели. Теория придает первостепенное значение исполнению, а не приобретению поведения.

Основные понятия

Четыре понятия или переменных для предсказания поведения индивидуума:

Поведенческий потенциал - диапазон возможных поведенческих реакций.

Например, использование мягкого и жесткого реагирования, чередование сотрудничества и конкуренции, эффективные формулировки и интонационное богатство, - все, что может дать социальный, психологический и актерский тренинг.

Эта переменная характеризует потенциал любого рассматриваемого поведения, возникающего в конкретной ситуации в связи с преследованием определенного подкрепления или набора подкреплений. В данном случае поведение определяется широко и включает двигательные акты, когнитивную активность, вербализации, эмоциональные реакции и т. д.

Ожидание - видение человеком того, что с большей вероятностью можно ожидать (получить в ответ) от окружающих на то или другое свое действие. Это оценка индивидуумом вероятности того, что определенное подкрепление появится в результате специфического поведения, реализуемого в конкретной ситуации. Ожидания субъективны и не обязательно совпадают с актуарной вероятностью, рассчитываемой объективным способом на основе предыдущего подкрепления. Перцепции индивидуума играют здесь решающую роль.

В частности, именно ожидания определяют:

  1. использование стратегий "уменьшить проигрыш" или "увеличить выигрыш",
  2. настрой на неуверенность или, напротив, на уверенное поведение, формирующее уважение окружающих,
  3. готовность увидеть в окружающих тех, кто готов дружески откликнуться на просьбы о помощи.

Ценность подкрепления - оценка важности получить один или другой желаемый результат в ситуации необходимости выбора между ними.

"Если я буду делать уроки - мною будут довольны родителей и я смогу попозже погулять спокойно и без неприятностей. С другой стороны, если я пойду погуляю сейчас, я встречусь с ребятами и мы вместе сбегаем на горку. Что мне важнее?"

Фильм "Оторва"

Психологически трудную ситуацию не обязательно проживать с несчастным лицом и трудными переживаниями. Сильные люди умеют держать себя всегда.

​Ценность подкрепления проявляется во многих сферах - и в анализе ожиданий окружающих, и в умении откликнуться именно на то, что нужно в данной ситуаций конкретному человеку.

Психологическая ситуация - субъективное восприятие человеком того, в какой ситуации он находится и насколько ему важна как эта ситуация в целом, так и отдельные ее составляющие.

То, что для одного человека будет штатной ситуацией, для другого - вызовом.

Для точного предсказания поведения в какой-либо ситуации необходимо понять психологическое значение данной ситуации в плане ее влияния как на ценность подкреплений, так и на ожидания.

Ожидания в области решения проблем

В последние годы большое количество исследование было посвящено обобщенным ожиданиям в области решения проблем. Эти когнитивные переменные сродни аттитюдам, убеждениям или психических установкам в отношении того, как надлежит истолковывать проблемные ситуации, чтобы облегчить их решение. Люди широко различаются по этим когнициям (когниция (от лат. cognitio) - знание, познание, - соответствующий познанию, познаваемый). Предметом этих исследований стали два типа обобщенных ожиданий: внутренний (интернальный)/внешний (экстернальный) контроль подкрепления (локус контроля) и межличностное доверие.

  • Внутренний (интернальный) контроль подкрепления: происходящие с людьми события обусловлены их собственным поведением и аттитюдами (интернально).
  • Внешний (экстернальный) контроль подкрепления: происходящие с людьми события определяются везением, судьбой, случаем либо волей других людей (экстернально).
  • Межличностное доверие: есть люди, рассчитывающие на то, что другие говорят правду, хотя есть и такие, кто убежден в обратном. С другой стороны, то, как люди подходят к решению проблем, с которыми они сталкиваются, будет существенно зависеть от характера этих обобщенных ожиданий.

О теории Джулиана Роттера можно почитать подробнее.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Anusha 24 января 2015 16:22:13

Класс!

Развитие темы

Самые популярные материалы