Терапия и развитие личности в когнитивно-бихевиоральном направлении


Когнитивно-бихевиоральное направление сложилось из двух, ранее отличных друг от друга, подходов. Коротко о них:

Поведенческий подход (бихевиоральная терапия).

Суть этого подхода, восходящего к теориям И. П. Павлова и Б. Скиннера, состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения. Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дизадаптивных ответов на средовые раздражители. Задача психотерапии состоит в их ликвидации или модификации. См.

Когнитивный подход (рациональная терапия).

Восходит к работам А. Бэка и опирается на представления о решающей роли мышления, познавательных (когнитивных) процессов в происхождении нарушений. Подобно психодинамическому подходу он обращается к неявным, скрытым причинам нарушений и подобно бихевиоральному - к дизадаптивным поведенческим стереотипам. Но фокус внимания этого подхода сосредоточен не на динамике основных психических сил и переживаний и не на стимул-реактивных цепочках, а на схемах мышления: любой ответ на внешние обстоятельства опосредован внутренней организацией психических процессов, паттернами мышления. Сбой этих паттернов запускает "негативные познавательные схемы", что принципиально сравнимо с ошибками программирования и вирусными искажениями компьютерных программ. См.

Терапия и развитие личности в когнитивно-бихевиоральном направлении

Терапевты, психологи и тренеры, работающие в когнитивно-бихевиоральном направлении,

  • не интересуются причинами расстройств или прошлым пациентов, а имеют дело с настоящим: более поведенческие терапевты сосредоточиваются на актуальном поведении, а более когнитивные — на том, что думает человек о себе и о мире в настоящем.
  • смотрят на терапию как на процесс научения, а на терапевта — как на учителя. Поведенческие терапевты учат новым способам поведения, а когнитивные — новым способам мышления. См.
  • дают свои пациентам домашние задания, с тем чтобы те практиковали за пределами терапевтической среды то, что получили во время сеансов терапии.
  • оказывают предпочтение практическому подходу без спекулятивных представлений (фрейдизм, трансперсональная психология, психосинтез)

Когнитивно-поведенческие терапевты, как и их предшественники, не интересуются прошлым или причинами невротических расстройств, не стремятся проникнуть в истоки конфликта (симптома, проблемы). Они говорят, что никто не знает подлинных причин, а кроме того, не доказано, что знание причин имеет отношение к исцелению. Если больной приходит к врачу с переломом кости, в задачу врача входит его исправление, а не изучение условий, которые привели к нему.

Задача терапевта бихевиорального (когнитивно-бихевиорального) направления изменить неустраивающее человека поведение. Психотерапия начинается с детального анализа поведения. Цель анализа - получить как можно более подробный сценарий возникновения симптома, описываемый в наблюдаемых и измеряемых понятиях что, когда, где, при каких обстоятельствах, в ответ на что, как часто, как сильно и т. д. Затем вместе с пациентом анализируются запускающие и поддерживающие симптом факторы. Затем составляется и реализуется в совместной и самостоятельной работе детальный пошаговый план действий. По сравнению с психодинамическим этот подход отчетливо директивен.

Если клиент боится летать на самолетах, психоаналитик начнет искать связанные с полетами детские травмирующие переживания, а психоаналитик-фрейдист постарается выяснить, какие ассоциации у пациента вызывает длинный фюзеляж самолета. Психолог-бихевиорист в подобном случае запустит стандартную процедуру десенсибилизации - по сути, начнет вырабатывать условный рефлекс спокойного расслабления на стрессовую ситуацию полета. Смотри Основные подходы в практической психологии

Психотерапевтические подходы внутри когнитивно-поведенческого направления

Основными подходами в когнитивно-поведенческом направлении являются:

  • когнитивная терапия Аарона Бека
  • консультирование по жизненным умениям Ричарда Нельсон-Джоунса
  • мультимодальное консультирование Арнольда Лазаруса
  • психолингвистический метод Геннадия Шичко
  • рационально-эмоционально-поведенческая терапия А.Эллиса
  • социально-когнитивный подход Альберта Бандуры
  • терапия поведением Михаила Покрасса

Смотри

Примеры работы в когнитивно-бихевиоральном направлении

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы