Трансперсональная модель

01 октября 2022 г. в 21:51

Сознание

Трансперсональная психология исходит из того, что спектр состояний сознания весьма широк и что некоторые состояния потенциально полезны и функционально специфичны, а некоторые представляют собой поистине высшие состояния. Термин «высшие» в данном контексте означает, что эти состояния обладают не только всеми свойствами и возможностями низших состояний, но и дополнительными свойствами и возможностями. Более того, широкий круг публикаций о разнообразии культур и практик личностного роста содержит указание на достижимость этих высших состояний. Однако традиционная западная перспектива признает существование весьма узкого спектра состояний, например, бодрствование, сон, интоксикация, делирий. Более того, почти все измененные состояния считаются вредными, а «нормальность» признается оптимальным состоянием.

Мотивация

Трансперсональные модели склонны признавать организацию мотивов по иерархическому принципу, аналогично тому, как это делал А. Маслоу, который первым из западных психологов предложил четкую иерархическую модель, включавшую «высшие» мотивы. Подобные модели можно найти и в восточной психологии.

Первым из этих высших мотивов является самотрансценденция — внутреннее побуждение к получению опыта и бытию, которые превосходят обычные эго-состояния и границы опыта и идентичности, или, говоря иначе, влечение к трансперсональным сферам. Полагают, что у редкого человека, который достигает этих уровней (например, у того, кто послужил прототипом мудреца, гуру или святого для даосизма, буддизма, дзэн-буддизма или индуизма), границы эго-идентичности и личных мотивов были преодолены.

На первых ступенях этой иерархической лестницы располагаются чисто физиологические потребности; чем выше ступень, тем более психологична потребность; потребности, занимающие в этой иерархии разное положение, отличаются также и «по качеству»: при переходе с низших ступеней на более высокие наблюдается сдвиг от сильных потребностей к более хрупким, от более устойчивых — к менее устойчивым и сравнительно легко разрушаемым, от дефицита (D-потребности) — к достаточности (S-потребности), от эгоцентризма — к децентрации, от избегания — к приближению, от поиска поддержки извне — к опоре на собственные внутренние силы, от полезависимости — к поленезависимости, от спонтанных потребностей — к требующим культивирования, от распространения в популяции — к редким потребностям, и от потребностей, давно признанных западной психологией, — к тем, которые признаны ею лишь недавно.

Идентичность

Зап. психологи традиционно считают, что наша нормальная, естественная и оптимальная идентичность центрирована на собственном «Я». Однако восточная и трансперсональная психология исходят из того, что наше чувство собственного «Я» потенциально может быть гораздо более гибким, чем принято думать.

Кроме того, многие приемы медитации и йоги направлены на то, чтобы очистить сознание и направить его на пристальнейшее изучение чувства «Я». При таком сосредоточенном рассмотрении то, что раньше считалось стабильным, неизменным «Я», осознается как постоянно изменяющийся поток мыслей, образов и эмоций; именно об этом в течение многих веков говорили йоги, и именно об этом недавно заговорили представители западной культуры, включая и психологов, владеющих техникой медитации. При подобном внимательном рассмотрении выясняется, что чувство собственного «Я» в основном — иллюзорный продукт неточного осознания и что с устранением этого чувства возможна более широкая идентификация с человечеством и с миром. Считается, что на самых глубоких уровнях озарения, при достижении самой высокой степени трансценденции и самых дальних пределов человеческого развития, дихотомии «Я—не Я» и «Я—другие» полностью разрушаются, что приводит к полной утрате эгоцентричности и к идентификации со всеми людьми и всеми объектами.

  • Трансперсональная психология

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Холотропное дыхание"
01 окт. 2022 г.
Холотропное дыхание — метод самоисследования, трансформации и психотерапии, используемый в традиции трансперсональной психологии. По методике и процедуре - разновидность интенсивного дыхания плюс специальная музыка плюс те или иные внушения ведущего.
0Подробнее →
Картинка к "Ребёфинг, ребефинг"
01 окт. 2022 г.
Ребефинг (rebirthing, в переводе с англ. — второе рождение) — дыхательная методика психологической коррекции, самоисследования и духовной трансформации, разработанная Л. Орром и С. Рэй (L. Orr, S. Ray, 1977). Основной элемент ребефинга - глубокое, частое дыхание без пауз между вдохом и выдохом (связное дыхание).
Картинка к "Станислав Гроф"
01 окт. 2022 г.
Чешский психиатр, классик трансперсональной психологии. Доктор медицины, доктор философии, профессор Станислав Гроф – психиатр с пятидесятилетним опытом исследований необычных состояний сознания, один из основателей и главных теоретиков трансперсональной психологии. Родился в столице Чехословакии Праге 1 июля 1931 года. В 1956 году получил диплом врача от Медицинской школы Карлова университета в Праге и степень доктора наук от Чехословатской Академии Наук. С 1956 по 1967 Гроф – практикующий психиатр-клиницист. В этот же период он активно изучает основы психоанализа и принимает участие в новаторских научно-исследовательских проектах. В 1959 году он удостаивается премии Кюфнера – национальной Чехословацкой награды, ежегодно вручаемой за наиболее выдающийся вклад в области психиатрии.