Учебная программа курса «Психолог-ведущий психологических тренингов»

Университет Практической Психологии

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Специальность «Психология», специализация: "Психолог, ведущий психологических тренингов"

Введение

Программа курса по специальности «Психология» (специализации "Психолог, ведущий психологических тренингов") рассчитана на 562 часа для слушателей Университета Практической Психологии очной формы обучения, проходящих процесс переподготовки на базе Тренинг-Центра "Синтон" и Университета Риторики и Ораторского Мастерства.

Содержание данной учебной программы отражает современные подходы психологии развития.

В процессе преподавания и самостоятельного изучения дисциплин даного учебного курса слушателями достигаются следующие цели:

  • практическая - умение на деле применять знания в области психолог эффективной межличностной коммуникации, а также целевого воздействия на партнеров (клиентов) в процессе консультационной и психокоррекционной р с ними; освоение психологических навыков менеджмента и иной управленческой деятельности в организации;
  • образовательная - усвоение теоретических основ современной научной психологии развития и формирование научного мировоззрения.

Программа состоит из 3 (трех) блоков, каждый из которых обеспечивает комплексное рассмотрение тематики внутри блока и тесную взаимосвязь между ними, а также практическое приложение предлагаемой психологической теор практической деятельности слушателя.

Блок общепсихологических дисциплин

1.1. Общая психология (16 часов)

Методологический семинар.

Психология как наука. Предмет, методы, система основных понятий. Круг изучаемых явлений. Познавательные процессы. Мышелние. Речь. Память. Восприятие. Изучение межполушарных асимметрий. Психология и парапсихология. Психологи личности. Понятие личности, ее структура. Теории личности. Социальная Психология групп. Социальная роль как единица группы. Динамические процессы больших и малых групп. Факторы изменения убеждений и поведения человека.

1.2. Характерология (32 часа)

Характер и личность, характер и темперамент: их нетождественность. Приз и тонкий учет в психологической работе свободы личности человека. Трактовка хар не как набора определенных черт или какой-то яркой, выделяющейся черты, а как целостного взаимосвязанного ансамбля со своей внутренней логикой. Ядро характера. Выделение ядра характера, т. е. феномена, определяющего и проникающего во все многообразие характерологических проявлений. Изучение этих проявлений на богат материале культуры. Типы характеров. Индивидуализированный подход с опорой богатство научных знаний, классификаций, которые являются лишь помогающим инструментом, а не догмой, схемой. Между помогающими усилиями и результатом умение учитывать и опираться на индивидуальные особенности человека (его ресур защиты).

Некоторые темы предлагают раздаточный материал, а также упражнения для самостоятельной работы.

1.3. Возрастная психология (32 часа)

Предмет и основные понятия. Психологический возраст. Хронологический в Понятие ведущего вида деятельности. Понятие возрастного кризиса. Процессы возр развития. Социальная ситуация развития. Понятие психологической, социальной и физической зрелости. Периоды возрастного развития. Характеристика основных признаков каждого возрастного периода. Хронологические границы возрастов. Особенности перехода из одного периода в другой. Младенчество. Детство. Ранний возраст. Дошкольный возраст. Младший школьный возраст. Подростковый возраст. Пубертатность. Акселерация. Юношество. Зрелость. Аномалии возрастного развита Инфантилизм. Задержка психического развития.

1.4. Основы психопатологии (40 часов)

Психиатрия. Предмет и основные понятия. Психические болезни. Виды психических расстройств. Расстройства ощущений и восприятий. Расстройства содержательной стороны мышления: навызчивости, сверхценные идеи, бредовые и; ипохондрия и дисморфофобия. Формальные расстройства мышления. Эмоциональк аффективные расстройства: скрытая депрессия, маниакальные состояния, сложные аффективные синдромы. Расстройства памяти, мышления, сознания. Психоорганич синдром. Способы выявления психических расстройств. Метод клинической бес Ассоциативный диалог. Наводящие вопросы.

Ознакомительная практика в Психиатрической больнице № 1 им. Алексеев, г.Москвы.

1.5. История практической психологии (24 часа)

Хронологические границы истории психологии и психотерапии. О роли теори психологии. Задачи курса. Триединство - драма жизни, драма теории, драма места i истории XX века. Классическая психология. Предпосылки создания научной new В.Вундт - основатель психологии как самостоятельной наука. Эксперимент в психо Психология сознания. У.Джемс. Структура Я. Психология эмоций. Психология поведения. Бихевиоризм. Закономерности научения. Бихевиоральная психотерапии Прикладная психология. Тесты и тестирование. Предпосылки и возникновение психотерапии. Месмеризм, гипнотизм, изучение истерии. Брейер и ранний Фрейд. Психоанализ. Теория и психотерапевтическая практика. История и драмы психоаналитиков (Разрыв Фрейда с Юнгом и Адлером, С.Шпильрейн, А.Фрейд, В.1 История советской психологии. Советская власть и психология. Развитие психоаг Педология и ее разгром. Павловская сессия. Выготский. Социальная природа челов Применение: память, внимание (Гальперин). Лурия. Нейропсихология. Мозг и пеш Леонтьев. Теория деятельности. Ее применение: периодизация детского развития (Эльконин), формировнаие личности слепоглухих, анализ мотивации. Психология половины XX века. Неофрейдизм. К.Хорни. Женская психология. Гуманистически традиция. Роджерс, Фромм, Маслоу. Преемственность с психологией сознания. Гр) психотерапия. Клиент-центрированнная психотерапия. Поиск смысла и логотерапи Самоактуализация. Я-концепция и ее роль. Трансперсональная традиция в психо психотерапии: Орнстейн, Маслоу, Лири, Лилли, Гроф, психосинтез.

Большинство тем включают три аспекта: а) фрагмент истории, б) важные поь или факты, актуальные для современной психологии, включая возможности и совр< варианты практического применения, в) "драму" - то, что делает все это интересны! (факты биографии или нерешенные до сих пор проблемы психологии и др.). Некотс темы предлагают раздаточный материал, а также упражнения для самостоятельной

11. Блок дисциплин по курсу «Консультирование и психокоррекция»

2.1. Индивидуальное психологическое консультирование и психокоррекция (48 часов)

Методологический семинар.

Теория консультирования. Характеристика особенностей процесса психологического консультирования. Степени глубины проработки и качества психологической работы. Понятия консультирования, психокоррекции и психотера Качества эффективного консультирования. Личностные качества и квалификация консультанта. Этические иправовые аспекты консультирования. Экология консультирования. Гражданская и уголовная ответственность. Стадии консультир Структура. Физические условия. Особенности клиента. Первичное интервью. Типы первичных интервью. Построение отношений. Эмпатия. Вербальное и невербально поведение. Неверное поведение при проведении интервью. Заключение контракта. Исследование и идентификация целей. Содержание работы. Изменение восприяти ситуации. Приемы и психотехники. Наведение. Полимодальное реагирование. Точ* эмпатия. Самораскрытие. Непосредственность реакции. Конфронтация. Задания самостоятельной работы для клиента. Использование вспомогательных средств консультирования. Завершение отношений консультирования. Выстраивание перел Перенесение ответственности. Усиление самостоятельности. Контроль и самоконт^ Подходы в консультировании. Личностно-центрированное консультирование. Ге: консультирование. Психоанализ. Когнитивное консультирование. Мультимодальнс консультирование.

Квалификационная практика. Супервизия. Отчет о практике - Квалификащ доклад.

2.2. Когнитивная психология и психотерапия (32 часа)

Основания когнитивной психологии. История науки. Изучение процесса позна Преимущества когнитивного психологического подхода. Сбор информации. Сенсс перцептивная система. Внимание и отбор информации. Сознание, мозг и внимание. Хранение информации. Структура памяти. Архивация и извлечение информации. Забывание. Организация знаний. Использование информации. Мышление: логика принятие решений и решение проблем. Креативность и интеллект. Научение, навыв компетентность. Овладение языком и его развитие. Структура и понимание языка.

Когнитивная психотерапия А.Бека и А.Эллиса. Автоматические мысли. Cxei «Стимул- АМ-Реакция». Типичные искажения мышления при депрессиях, тревожнь расстройствах и при различных личностных аномалиях. Методики выявления AM. ] оценки AM. Способы (техники) терапевтической конфронтации с деструктивш мыслями. Колонки когнитивного терапевта. Работа с таблицей. «Совладающая кар Схема сессии когнитивного терапевта: первое интервью, следующие сессии (BCTJ Когнитивные элементы (схемы). Когнитивные процессы. Когнитивное содержание, с убеждениями. Противостояние тирании долженствований. Техника «Пущенная в стрела». Структурированные домашние задания. Предписание удовольствия.

Когнитивная психотерапия как инструмент самоменеджмента и управления Л1

2.3. Семейная психология и интегративная семейная терапия (32 часа)

Семейная психология и методы психологической работы с семьей: Место семейной терапии в ряду других моделей психологической помощи. Исторический контекст возникновения семейной терапии. Системный подход как методологическ основание семейной терапии. Основные направления семейной терапии. Возможно интегративного подхода.

Структурные характеристики и проблемы семейной системы. Понятие гр; сплоченности, иерархии, подсистем и др. Методы исследования семейной структур Работа с «семейной доской». Жизненный цикл семьи. Кризисы. Типичные пробл( задачи различных этапов жизненного цикла семьи. Семейная история. Использовг генограммы как способа исследования механизмов передачи паттернов поведения взаимоотношений из поколения в поколение. Вклад М. Боуэна в развитие семейно! терапии. Теория семейных систем М. Боуэна. Функции симптоматического пове, семейной системе. Симптоматическое поведение как способ стабилизации семей] системы. Структура первого интервью с семьей. Терапевтические задачи первой встречи с семьей. Социальная, проблемная и заключительная стадия первого инте} Присоединение к семье. Принцип нейтральности. Циркулярное интервью миланск< школы. Выявление терапевтического запроса. Формирование системной гипотезь Стратегии и техники семейной терапии. Концептуальные и практические навыю семейного психотерапевта. Игровые и рисуночные методы семейной психотерапевтической диагностики. Использование коммуникативных правил. Позитивная коннотация. Директивы в семейной терапии. Парадоксальные предписания. Техники семейной реконструкции. Универсальные принципы и многообразие способов семейных расстановок. Использование ресурсов группы в ] семейной системой. Организационные основы семейной терапии. Индивидуаль прием и работа со всей семьей в целом и отдельными ее подсистемами. Мотивиро! членов семьи на совместное участие терапии. Заключение терапевтического контр; Продолжительность работы с семьей и проблема завершения терапии. Профессиональная позиция семейного терапевта. Проблема нейтральности. Типичные ошибки профессионала, оказывающего помощь семье. Влияние личност качеств, индивидуального стиля и семейной истории психотерапевта на особенное установления контакта с членами семьи и динамику терапевтических отношений. Экспериентальный подход в семейной терапии. Работа с чувствами членов сем основе опыта «здесь и теперь». Специфика гештальт подхода в семейной терапии.

Нарушения контакта в семье. Осознавание и изменения. Сопротивление в семье. Ра слиянием, интроекцией, проекцией и ретрофлексией в семейных отношениях. Терапевтические интервенции. Возможности интеграции методов психотерапевтиче помощи семье на основе гештальтподхода. Психотерапия супружеских отношени Тендерные проблемы в работе с семьей. Проблемы профессиональной этики. Супервизия в семейной терапии. Формы и методы супервизии. Ресурсы котерапш рефлексирующей команды. Проблемы терапевтических отношений в семейной психотерапии и супервизии.

2.4. Гештальт-терапия (32 часа)

Гешталытерапия: методологические основания, основные понятия, связь другими психотерапевтическими направлениями: Место гештальттерапии в пол психотерапевтической методологии и практики. Гештальттерапия и психоанализ Гештальттерапия и экзистенциальная психология. История становления и современ состояние гештальттерапии как психотерапевтической школы. Теория и практика Ф.Перлза. Основные понятия: поле взаимодействия, границы контакта, фигура и фо творческое приспособление, способы прерывания контакта и др. Особенности взаимодействия клиента и терапевта в гештальтподходе: Фигура гештальттераг: зона его профессиональных действий, степень свободы. Терапевт как инструмент те Психотерапевтический контракт, критерии эффективности работы гештальттерапев запросу клиента. Последовательность контакта (предконтакт, контактирование, финальный контакт, постконтакт. Работа с сопротивлением (слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия). Совмещение контекстов «там и тогда» и «здес теперь». Групповые и индивидуальные формы организации терапевтического проц< гештальтподходе. Методы и приемы в гештальттерапии: Телесные техники и их использование. Рисуночные методики. Техника «горячего стула». Построение эксперимента (отыгрывание, выработка новых стратегий, осознавание опыта). Рабо сновидениями. Работа с субличностями. Работа с полярностями.

2.5. Телесно-ориентированная терапия (32 часа)

Телесно-ориентированная терапия в системе психотерапевтических

дисциплин. Холистическое представление современной психологии о человеке как единства тела, души и духа. Осознание жизненных трудностей, проблем через телесные ощущения, через чувства, через понимание ограничений и возможностей собственного тела. Целостный подход к пониманию природы и функционирования человека, преодоление картезианского дуализма ума и тела. Телесные техники. И> сочетание с активным или направленным воображением (визуализацией) - метод лучшего осознания пациентом своих телесных ощущений, изучения и переработки проявляемых в различных телесных состояниях потребностей, желаний и чувств. Телесные техники - доступный путь к соматическому бессознательному. Работа с блоками и зажимами. Работа с психотравмами, с эмоциональными напряжениями. Использование работы с телом в психологическом консультировании. Включе телесной сферы посредством использования телесной метафоры (или психокатализ А. Ермошину); непосредственная работа с телом (холистический массаж и другие i практик - танцевальная терапия, бондинг, биосинтез, рольфинг, метод чувственное сознавания, сенсо-мануальное программирование). Новые техники. Психический стресс и методы контроля эмоционального состояния. Изучение стресса в научь психологии. Тревога как эмоциональный процесс: а) способы исследования состоя] тревоги; б) переутомление - частный случай невроза. Методы контроля. Внушение самовнушение. Аутогенная тренировка. Дыхательные упражнения. Использование специальных психологических приемов воздействия на психическое состояние через вторую сигнальную систему.

111. Блок дисциплин по курсу «Психология управления»

3.1. Психология управления (24 часа)

Методологический семинар.

Психология управления - междисциплинарная наука. Психология и психол управления. Теории менеджмента и психология управления. Кибернетика и психолс управления. «Петли» обратной связи. Субъект-субъектные отношения. Когнитивны эмоциональные процессы в управленческой деятельности. Целеполагание. Организг Мотивация. Контроль и самоконтроль. Психология управления: соотношение техно искусства. Психология ведущего субъекта управления. Принятие решений. Руко! и лидерство. Основные характеристики лидера. Законы лидерства. Роли и обязанное лидера, изменение роли лидерства в современном мире - визионер, сказитель, провс инноваций, служитель. Психология ведомого субъекта управления. Управление J и их мотивация. Основные способы воздействия на поведение. Стимулы. Доступное полнота информации в системе стимулов. Наказания. Феномен выученной беспомо] Положительное подкрепление. Группы и команды в организациях. Конфликты. Ос характеристики конфликтов. Стратегии поведения в конфликте, управление конфли Обучающаяся организация. Индивидуальное и организационное обучение. Созда] эффективных организаций посредством рабочих команд.

3.2. Нейро-лингвистическое программирование (154 часа), в т.ч.:

Нейро-лингвистическое программирование.(НЛП) как современное направлен практической психологии, разработанное учеными на стыке различных областей на психологии, психиатрии, нейрологии, антропологии, кибернетики, трансформацион лингвистики и т.д. НЛП как наука о структуре успешного человеческого опыта, стр; действий и общения. НЛП как искусство моделирования чужого мастерства и перел другому человеку. НЛП как учение о сознательном и целенаправленном воздействи одного человека на другого в процессе коммуникации. Преимущества НЛП: возмоя быстро обучить его несложным, экологичным и действенным приемам тех слушате. кого нет базовой медицинской или психологической подготовки. Экологичность. Т< Применение НЛП в избирательных и рекламных компаниях, в управлении персона! образовании, в пропаганде, в психологическом консультировании и т.п.

Учебный курс, состоящий из двух этапов, позволяет освоить теорию метода и применять новые знания и навыки на практике. Кроме того, в ходе обучения слуша: сами получают психотерапевтическую помощь и осваивают техники саморегуляцш необходимые им в жизни.

3.2.1. Психология межличностной коммуникации (77 часов)

Введение в НЛП, обсуждение его прикладных аспектов. История НЛП. Базовь предположения (пресуппозиции). Интрапсихические процессы формирования моде человека: генерализация (обобщение), опущение и искажение. Лингвистическая мег модель, как основная репрезентация глубинной лингвистической модели и менталь модели мира, их взаимосвязь и взаимозависимость. Принципиальные возможности на модель мира человека. Универсальные механизмы человеческого бессознательш «Язык» бессознательного - естественные формы и способы архивирования пережи] Пути доступа к накопленному опыту. Сознание и тело - части одной кибернетичеа системы. «Неудачи», как обратная связь и источник нового опыта. Основные сенсо] каналы (системы) формирования опыта: визуальный, аудиальный и кинестетически Репрезентативные системы. Понятие ведущей системы (модальности). Контролиру ресурсная системы. Различные стратегии восприятия. Характерные отличия страте] восприятия у успешных людей. Глазодвигательные реакции (глазные сигналы дост

Освоение простых техник изменения стратегии восприятия человека с помощью гла сигналов доступа. Предикаты - слова, характеризующие пребывание человека в той иной модальности. Другие способы определения модальности. Использование репрезентативных систем при подборе персона. Калибровка - основа НЛП. Неверба послания. Отработка навыков профессионального наблюдения за собой, за партнеро характером взаимодействия с ним. Конгруэнтность и неконгруэнтность. Использова калибровки для психодиагностики персонала в целях контроля за текущим состояни сотрудников.

3.2.2. Психотехнология эффективного воздействия (77 часов)

Возможности суггестивного воздействия на бессознательное человека, минуя е сознание. Специальные психолингвистические приемы и конструкции, воздействую способ мышления собеседника и побуждающие его принимать нужные решения. Те доступа к собственным внутренним ресурсам. Раппорт. Перый этап: синхронизация поведения коммуникатора с текущим сенсорным опытом партнера. Приемы синхро] (пристройки). Второй этап: ведение. Расширение рамок осознаваемого партнером те опыта, как способ управления людьми. «Контекст согласия» - основная схема работ раппорте. Другие возможности управления переживаниями человека. Лингвистика ] «Фокусы языка». Рефрейминг (переформирование) - изменение смысла или контекс переживания. Типичные схемы рефрейминга. Метамодельные нарушения и работа с «Квадрат Декарта». Три позиции восприятия и их роль в направленной коммуникац Разведение позиций. Позиция восприятия и мотивация работников. Метапрограммь универсальные фильтры восприятия. Изучение основных метапрограмм. Диагности метапрограмм при отборе персонала. Логические уровни существования работника организации. Логический уровень, как важная составляющая мотивации людей. Пр1 корректировки мотивации. Стратегии планирования будущего - отдельного человек организации. Техника «Хорошо сформированный результат».

3.3. Психодрама (32 часа)

Психодрама как направление практической психологии. Характеристика, основные методы, особенности работы в технике психодрамы. Основные понятия. Ведущий. Группа. Роли: протагонист, директор, вспомогательные «я», зрители. Сце Стадии психодрамы. Разогрев. Описание стадии разогрева, рассмотрение целей да стадии. Выбор протагониста. Драматическое действие. Особенности организации терапевтической работы на данной стадии, заключение «контракта». Распределение ролей. Правила ведения диалога. Технические приемы: обмен ролями, дублировани «сверхреальность», психодраматическое зеркало, закрытие. Шеринг. Правила прове

Применение психодрамы. Особенности использования техники психодрамы работе с людьми и реальными проблемами в бизнесе, в политике, в образовании, в медицине, в психологическом консультировании.

3.4. Недирективный (эриксоновский) гипноз. Суггестивная лингвис

(32 часа)

История гипноза. Ф.А.Месмер. М. Беккер-Эдци. З.Фрейд. М.Эриксон. Франц школа нового гипноза. Транс - естественное состояние человека. Спонтанно вознш трансовые состояния. Индуцированный транс. Типичные признаки транса - обрат связь для оператора. Приемы быстрого введения партнера в транс. Сигналинг. Стр; работы в трансе. Определение цели. Выявление ресурсного переживания или ресу образа. Экологическая проверка. Изменение позы оператора, тона и ритма голоса. ^ поза клиента. Отслеживание ощущений. Переход от следования к ведении. Разделе сознания и бессознательного. Ратификация (утилизация) актуальных переживаний Сообщения о признаках транса, которые наблюдает оператор. Индукция (внушение метафоры в эффективной индукции. Возвращение к ощущениям. Вывод из транса.

(«якорение») и установка на амнезию. Постгипнотические внушения. Основные прав! работы в трансе. «Песня терапевта». Индивидуальная гипнокоррекция. Работа с груп Особенности группового воздействия. Техника «Путешествие к мастерству». Лингви гипноза - поиск универсальных паттернов опыта. Суггестия - скрытые команды. «М* модель». Манипуляции и защита от них. Другие суггестивные лингвистические приеа влияния на собеседника.

Теоретический курс сопровождается постоянными практическими упражнениям Слушатели получают методические материалы.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы