Источник: Елена Хилтунен «Уроки на корточках. Книга о воспитании детей в духе педагогики Марии Монтессори»

Удивление как стимул к познанию

​Умение обдумывать и описывать свою жизнь совершенно не присуще ребенку до шести лет. У взрослых подобное явление ученые называют рефлексией. Считается, что человек, хорошо владеющей рефлексией, высокоинтеллектуален.

В последние годы психологи научились развивать у людей рефлексивное сознание. Успеха можно достигнуть, занимаясь с детьми начиная уже с шести лет - времени, когда ребенок переживает период так называемой детской вопросительности, то есть способен заметить некое противоречивое явление, удивиться и задать по этому поводу вопрос.

Ваш малыш еще не спрашивал, где у грибов листья, если они растения?

Подобные вопросы вырастают из умения удивляться явлениям окружающей жизни. Причем чем чаще удивляется мама, тем быстрее возникает умение удивляться у ребенка.

...На улице прошел дождь. Мама говорит:

- Сколько воды! Сплошные лужи во дворе! Гулять пойдем через полчаса.

Наконец вышли на улицу.

- Ух ты! - удивляется мама. - Ни одной лужи! Сухо!

- А куда же лужи за полчаса делись? - спрашивает малыш.

Вот и настала точка удивления. То есть чрезвычайно важный момент в развитии ребенка - попытка объяснить явление природы. Тогда мама предлагает ему сформулировать свою гипотезу. Она говорит:

- А как ты думаешь?

- Думаю, что они по капелькам улетели.

- А как можно доказать, что лужи «улетели»?

Надо сказать, что дети по-разному отвечают на этот вопрос. Сколько детей, столько и версий. Но в нашем случае верный ответ совершенно не важен. Важен процесс рассуждений маленького ученого-исследователя и то, что подобным незатейливым образом можно помогать развитию мышления ребенка.

- Какое у тебя замечательное мороженное в руке! Сливочное эскимо с клубничным джемом! Что ты с ним собираешься делать?

- Конечно, есть!

- Понятно.

Мама помогает малышу снять обертку, и он принимается за любимую еду.

- Ух ты! От эскимо только палочка осталась! Куда же оно делось?

- Не знаю куда! Я его проглотил, а потом...

Наступила точка удивления. Вот момент, когда мама может легко преподать ребенку первый урок анатомии. И вовсе не обязательно ждать 5-го класса школы, где по программе стоит тема «Желудочно-кишечный тракт».

Статьи по теме:
Как развивать умственные способности ребенка
Как развивать умственные способности ребенка

Предлагая ту или иную деятельность, следите, что она была трудна в меру. Легкая деятельность - не ра...

0
Как учить ребенка
Как учить ребенка

Младший дошкольный возраст - счастливое время для родителей, которое они в полной мере могут посвяти...

0
Любознательность у детей
Любознательность у детей

Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когд...

0
Особое мышление дошкольника
Особое мышление дошкольника

«Почему дует ветер?», «Откуда берутся реки?», «Что в радиоприемнике?»... Десятки и сотни вопросов об...

0
Обучение ребенка и типичные заблуждения родителей
Обучение ребенка и типичные заблуждения родителей

Итак, вашему ребенку исполнилось три года. Наверное, вы безмерно рады, что трудное и напряженное вре...

0
Что делают родители для уничтожения потребности ребенка в познании
Что делают родители для уничтожения потребности ребенка в познании

В первые годы жизни ребенок нуждается в огромном количестве любви: чем больше, тем лучше. Его надо б...

0
Удивление
Удивление

Удивление - это кратковременная, быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие. Сущест...

0
Категории: