Умение учиться


В жизни же более эффективен тот, кто умеет учить себя сам. Насколько вы владеете этим умением?

Собственному обучению можно и нужно учиться, как и любому другому делу, и, если вы этот навык приобрели, освоение любого нового дела (будь то пользование Word`ом, вождение автомобиля или руководство коллективом) станет для вас если не легким, то, по крайней мере, чем-то понятным и предсказуемым.

Основное правило, которое вам нужно знать как практику: всякое вновь формируемое умение вначале существует в развернутом и осознаваемом виде, только позже, после отработки, сворачиваясь и уходя из поля сознания.

Это можно сформулировать и сильнее: умение будет тем лучше сформировано, чем лучше оно было развернуто и осознано на этапе формирования и лучше свернуто на этапе отработки.

Если вы видите, как кто-то нечто очевидно сложное делает легко, одним движением и в одно мгновение, не торопитесь повторить это в том же стиле — зачем вам ненужные разочарования? Вместо этого попросите сделать это еще раз медленно, разложите сложный процесс на шаги и детали, поймите внутренний план (рисунок, замысел) и выполните по шагам, максимально осознавая каждую деталь. Получите удовольствие от качественного, точного и осознанного выполнения каждой детали. И только потом потренируйте скорость, доведя технику до автоматизма.

Основные этапы обучения новому навыку можно хорошо описать, рассматривая степень осознанности выполнения действия и компетентность (успешность его выполнения). Скомбинировав оси осознанности и компетентности, легко выделить четыре состояния:

  • неосознанная некомпетентность,
  • осознанная некомпетентность,
  • осознанная компетентность,
  • неосознаваемая (бессознательная) компетентность.

Это не просто состояния, а еще и обязательная их последовательность. Смотрите схему: круговая стрелка в середине показывает последовательность смены этих состояний в процессе успешного обучения.

  • Любое новое дело, пока вы его не освоили, кажется длинным, страшным и противным.
  • Начиная учить себя новому и лучшему, на некоторое время разучиваешься делать по-старому и поэтому делаешь все только хуже.
  • Новое умение будет тем лучше сформировано, чем лучше оно было развернуто и осознано на этапе формирования и лучше свернуто на этапе отработки.
  • Хорошо освоив новое дело, начинаешь удивляться всем окружающим: почему же они не пользуются этим, таким простым и полезным, навыком?

У кого развито умение учиться?

Умение учиться развито у детей: им все новое интересно, весело и хочется пробовать. Когда человек взрослеет, душа его начинает лениться, ум начинает "костенеть" - и учиться ему уже не хочется. Еще бы: ведь это связано с затратами сил - а это так лень... Человек начинает бодаться, закрываться от нового, обманывать себя и окружающих на тему того, что "это невозможно...", "это неестетсвенно", "мне не дано", "я не смогу" и прочими красивыми и бестолковыми словами. Чем больше себе он врет - тем больше в свои россказни верит - тем сильне его нежелание и неумение учиться. Становится лень думать - возникают шаблоны, привычные реакции, необдуманные, а потому что все так и я так... Однако, если будучи даже взрослым (формально, по возрасту) - человек продолжает учиться, внимательно слушает то новое, которое может услышать, то ситуация получается иная.


Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы