Управление интенсивностью эмоции

01 октября 2022 г. в 21:52

Довольно часто нужно научиться управлять уровнем эмоции. Ведь иногда эмоции бывает «слишком много», а иногда «катастрофически мало». Например, волнение перед экзаменом – это хороший пример «слишком много». А неуверенность перед ним же – «слишком мало».

Демонстрация.

Хорошо, кто хочет научиться управлять какой-то своей эмоцией. Андрей, замечательно. Что это за эмоция?

- Уверенность в себе.

Отлично. Прочувствуй её сейчас.

- Да.

Хорошо, ты можешь себе представить максимально возможный уровень уверенности в себе. Ну, когда кроме уверенности вообще ничего не остаётся. Абсолютная уверенность.

- Представить то я могу…

Пока этого достаточно. Пусть этот максимальный уровень будет сто процентов. Тот уровень уверенности в себе, который ты можешь вызвать в себе прямо сейчас – это сколько? В процентах?

- Чуть меньше половины.

А если в процентах: тридцать, тридцать три, сорок девять с половиной?

- Ну я не могу так точно.

Приблизительно.

- Около сорока.

Отлично. Сконцентрируйся опять на этой эмоции. Сделай сейчас пятьдесят процентов.

- Да.

Шестьдесят.

- Да.

Семьдесят.

- Да.

- Восемьдесят.

- М-м-да.

- Девяносто.

- (Мнётся) М-м-м. Да.

Хорошо. Давай не такими большими шагами. От восьмидесяти ведь восемьдесят три процента недалеко?

- Да, это близко. У меня получилось.

Ну тогда и восемьдесят пять процентов для тебя просто получатся?

- М-м-м. Да.

А восемьдесят семь ещё проще.

- Да.

Хорошо. Идём на рекорд – девяносто процентов.

- Да!

А девяносто три?

- Девяносто два!

Хорошо, остановимся на этом. Девяносто два процента! Замечательно.

А теперь небольшой диктант. Я буду называть уровень в процентах, а ты у себя выставляй нужное состояние. Тридцать, … пять, … девяносто, … шестьдесят три, … восемьдесят шесть, девяносто девять.

- О, у меня и сейчас и девяносто девять получилось!

Отлично. Раз получилось девяносто девять, значит получится и сто. Тебе осталось чуть-чуть!

- ДА!

Теперь пройдись по шкале вверх-вниз несколько раз, от нуля до почти ста, аккуратно размечая эти уровни эмоций. Возьми столько времени, сколько тебе нужно.

- Я сделал это.

Хорошо. Спасибо. Несколько вопросов. Андрей, что тебе дал этот процесс?

- Я научился управлять уверенностью. У меня как бы ручка такая внутри появилась. Я могу её покрутить – и получаю нужный уровень.

Замечательно! Андрей, представь пожалуйста, как ты можешь этим пользоваться в жизни?

- Ну, например при общении с начальником. Или с женой. С клиентами когда общаюсь.

Тебе понравилось то, что получилось?

- Да, замечательно.

По шагам

1. Эмоция. Определите эмоцию, управлять которой вы хотите научиться.

2. Шкала. Определите внутри себя шкалу. Для этого просто определите максимально возможный в принципе уровень эмоции как 100%. И определите, какой уровень этой эмоции по этой шкале у вас прямо сейчас. Это может быть хоть 1%.

3. Максимальный уровень. Ваша задача постепенно увеличивая интенсивность состояния достигнуть стопроцентного уровня.

4. Путешествие по шкале. Аккуратно пройдитесь по шкале от нуля до ста процентов, с шагом в три-пять процентов.

5. Обобщение. Оцените процесс. Что он вам дал? Как вы можете пользоваться полученным навыком в жизни?

Комментарии

Осознание даёт управление. Но сознание хорошо работает, когда есть возможность что-то измерить, что-то сравнить. И оценить. Назвать цифру, количество процентов. Здесь мы это и делаем. Создаём внутреннюю шкалу, где минимум – это уровень эмоции на нуле, а максимум – некий достаточно большой уровень эмоции, спонтанно выбранный человеком.

- Может ли быть уровень эмоции больше чем сто процентов?

Может. Мы сейчас взяли только представление человека о максимуме. Вы себе не представляете в какие крайности люди впадают в критических ситуациях. Но нам сейчас нужен просто какой-то достаточно высокий уровень. Чтобы от чего-то отталкиваться и измерять. Как в экономике: уровень 1997 года – 100%. 1998 – 95%. 2001 – 123%. И так далее. Просто нужно что-то зафиксировать.

- А если человек возьмёт за сто процентов слишком маленький уровень эмоции?

Тогда у него просто будет шкала, на которой он может регулярно выходить за цифру сто. Уверенность – двести процентов. Некоторым это может понравиться!

Здесь же совершенно не важны абсолютные цифры. Главное – контроль и управление состоянием, а не точная цифра. Это ведь очень субъективно – двадцать семь процентов уверенности, двести процентов уверенности. Это сравнивается только внутри человека.

- Всегда ли можно дойти до ста процентов?

Считайте, что да. Мы же изначально берём за сто процентов максимально возможныйуровень. То есть изначально предполагается, что он достижим для данного человека, хотя может для этого и нужно приложить определённый усилия. Просто думайте об этом таким способом и у вас получится!

- Зачем нужен был этот диктант?

Я хотел немного обмануть Андрея. Главное препятствие на пути к вершине – это сомнение. Я его немного отвлёк, и он забыл что нужно сомневаться. Иногда этот приём срабатывает, иногда нет.

Рекомендации

При выполнении данной упражнения достаточно получить доступ к управлению в любом виде. То есть не требуется осознавать, что именно человек внутри себя подкручивает. Для объяснения достаточно метафоры. Единственное условие – занимающийся должен действительно продемонстрировать изменение состояния. Более точный разбор будет в последующих упражнениях и техниках.

Наиболее часто возникающие проблемы при выполнении этого упражнения – трудности с определением крайних точек, скачкообразное изменение состояния.

Если занимающемуся трудно представить крайние точки, то можно предложить ему испытать максимально возможный уровень переживания. При представлении человек может получить только очень небольшой доступ к переживанию или даже представить, как это выглядит у других людей. При переживании он погружается в состояние максимально. При этом можно помогать ему собственным состоянием. Ещё один вариант – принцип маятника. Сделать раскачку – сначала уменьшить, а потом увеличить состояние. Так можно делать несколько раз, пока не получится выйти на предельный уровень.

Если у занимающегося не получается достичь максимума, его можно успокоить, что здесь это не требуется. Так как за максимум берётся максимально возможноесостояние, а это уже крайность. Пусть он постарается дойти до личного максимума на данном этапе.

В том случае, если это не помогает, можно предложить ему вернуться к этому упражнению на этапе разложения эмоций на субмодальности.

  • Работа с эмоциями

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Как управлять своими эмоциями?"
01 апр. 2012 г.
Эмоции часто возникают не там, не те, не тогда когда нужно или не с нужной интенсивностью. 
12Подробнее →
Картинка к "Можно ли управлять своими эмоциями?"
01 янв. 2013 г.
Развитой личности уметь управлять эмоциями полезно.