Управление эмоциями ребенка

Фильм "Майор Пэйн"

Маленький Тайгер расстроился, майор Пэйн отвлекает его от грустных мыслей.

Пишет Татьяна Розова: "Вспомнилось как мама приводила меня в чувство, если я была растроена по какому-то поводу. Мы садились, говорили какое-то недолгое время, а потом мама давала мне, например, почистить картошку — мол, ужин-то надо готовить, вот за чисткой овощей и поговорим дальше. Или мы шли ягоды обрывать на компот — сыпятся же уже, там и поговорим. А за работой как-то и разговор уже отходил на задний план, и расстройство куда-то уходило. В общем, лучший способ убрать плохое настроение — заняться делом. И мама, похоже, это отлично знала…"

Мудро. При этом опытные родители используют не только такие, косвенные приемы влияния на настроение ребенка, но и вполне открытые и прямые. Самое простое: "Поправь лицо. Если ты хочешь поговорить, буду рада, но с таким лицом у нас в семье никто не разговаривает". При этом понятно, что как только ребенок уберет обиженное лицо, уйдет и половина его обиженных эмоций. Аналогично, классика жанра с совсем маленькими детьми: "Хороший мой, когда ты плачешь, я не понимаю, что ты говоришь. Прекрати плакать, успокойся, тогда мы с тобой поговорим я смогу тебе помочь!"

Эмоции - вид поведения, и если родители имеют достаточную квалификацию, чтобы прямо управлять поведением ребенка, они могут так же прямо управлять и его эмоциями.

Это не касается заякоренных эмоций, которые не являются формой поведения и прямому управлению не поддаются.

В семье, где родители имеют власть, родители могут контролировать эмоции своих детей так же, как и любые другие их поступки.

Иногда без разрешения нельзя баловаться - так же некоторые эмоции нельзя делать без разрешения (например, без разрешения плакать, когда у тебя отобрали чужую игрушку).

Иногда нужно прекращать играть, одеться и пойти с родителями - так же иногда нужно прекратить надувать губки, улыбнуться и пойти помогать маме.

Переключение эмоций.

Основной вопрос такого воспитания - не умение управлять конкретно эмоциями ребенка, а умение управлять его поведением в принципе. Если ваш ребенок не отзывается, когда вы его зовете, вы не можете управлять его эмоциями, потому что ребенок считает возможным вас игнорировать. Если же вы добились, что ваш ребенок вас слушается, вы можете взять ответственность и за его эмоции, воспитывая культуру его чувств.

Вы можете научить его, как правильно относиться к своим ошибкам (не плакать и не ругать себя, а пойти и исправить), как относиться к тому что надо (пойти и сделать), как относиться к трудностями (поддержать себя, организовать себе помощь и сделать то, что сможешь), как относиться к близким - с вниманием и готовностью помочь.

Лена расстроилась

История из жизни. Лена накопила деньги и купила себе наушники, заказав их по Интернету. Смотрит – а там другой разъем, к ее телефону эти наушники не подходят. Сильно расстроилась, не расплакалась, но поругалась на мир и на себя. Мама предложила ей все-таки успокоиться, так не переживать и подумать, можно ли перепаять штекер. То есть: «Переживать можно, но не так сильно и не так долго. Попереживала – включай голову».

Решение папы было другим, а именно: «Лена, внимание: расстраивать себя нельзя. Прекращай это делать, приходи в себя. Тебе нужно решить вопрос. Как? Можешь придумать сама, можешь обратиться к нам. Ясность есть?». Это – три инструкции. Первая – запрет вредить собственному состоянию. Вторая – обязанность включать голову. Третья – предписание обращаться к родителям, когда самой хорошего решения найти не может. Итого: не успокаиваем, а даем инструкции и контролируем выполнение.


Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы