Вижу, слышу, ощущаю: секреты убедительной речи

Фильм "Университет практической психологии"

Как сделать текст заворажающим. Занятие ведет проф. Н.И. Козлов.

Каждый знает, что глаза видят, уши слышат, тело ощущает, голова думает, но любопытно то, что преимущественное развитие одного из этих каналов восприятия меняет язык человека, используемый им словарь. Приглядываясь, прислушиваясь, стараясь почувствовать людей и размышляя над их речью и реакциями, вы без большого труда узнаете эти типажи: увидите визуала, услышите аудиала, ощутите кинестетика и определите рационала. Например, в одной и то же ситуации вы можете услышать идентичные по смыслу, но такие разные по модальности фразы:

– Вы все увидите: перед нами — визуал. Очевидно, что в его словаре также: «Надо присмотреться. Какая четкая картинка! Гляди: полная ясность и радужные перспективы!" Любимой женщине: "Дай на тебя полюбоваться... Ты восхитительна!"

– Вы все услышите: аудиал всегда прислушивается, как — громко, тихо или ритмично говорят собеседники, и ему режет уши, когда вместо мелодичного журчания беседы начинается визг или хриплый лай. Любимой женщине: "Твой голос - самая чарующая мелодия!"

– Вы во всем разберетесь…: кинестетик стремится двигаться и действовать. Сидеть на одном месте, ощущая себя мешком с… картошкой, его вот так (ладонью проводит по горлу) достало. Нечего ушами хлопать, надо брать ноги в руки и мотать отсюда! Любимой женщине: "Ты так притягательна, ты разжигаешь во мне желание, я тебя хочу!"

– Вы все поймете: является фактом, что некоторые субъекты в ситуации наличия альтернативы предпочитают модально неопределенные языковые конструкции, тем самым обоснованно заслужив оценочно нейтральное наименование: рационалы. Любимой женщине: "Мне никто не подходит так, как ты, и я очень ценю наши отношения. Ты должна знать: ты у меня в самых высоких приоритетах!".

Естественно, с рационалом нужно говорить на языке логики, четко формулируя тезисы, обосновывая их фактами и делая логично следующие из изложенной принципиальной схемы выводы, перечисленные в прилагаемом плане. И лучше всего — в письменном виде. Аудиал услышит вас тогда, когда вы уберете свои, ничего не говорящие ему бумажки и расскажите произошедшее, по возможности интонационно точно воспроизводя все диалоги: – Я ему говорю: «Послушайте, в этом же распоряжении все сказано!» — А он: «И слышать не хочу!" Визуалу нужно все рисовать, и чем образнее будет ваша речь и проще картинки, тем очевиднее будет между вами взаимопонимание. Тут должна быть картинка... Чтобы достучаться до кинестетика, в деловых отношениях предусмотрены посещения бани, хороший коньяк — и «по рукам!», в близких отношениях — важно придвинуться к нему (к ней), взять эти руки в свои и, подстроив дыхание, говорить, ссылаясь на свои ощущения.

Если мы говорим не на том языке, который наиболее понятен нашему собеседнику, наши слова воспринимаются им как чужие и звучат не убедительно. Что делать? Две вещи. Первое - учиться говорить на языке, наиболее близком вашему собеседнику, второе - чаще в своей речи использовать все три ВАК-модальности одновременно. В этом случае собеседник как будто видит то, что вы хотите ему показать, слышит то, что вы ему говорите, практически чувствует то, что вы хотите ему донести. Часто это называется - средства художественной выразительности речи. Полезно разрабатывать свою речь, делая ее более художественно выразительной, такой, чтобы чаще говорить объемно, чередуя модальности, легко переходя от картинок к звучанию и вовремя затрагивая кинестетические переживания. Это не только способствует большей убедительности нашей речи, это полезно и для нас самих: в этом случае мы воспринимаем мир ярче и красочней, более звучно и более терпко....

Можете потренироваться, превращая голый текст в текст если не художественный, то по крайней мере сенсорно объемный. Как? Берем просто предложение, например "Корова вышла из хлева". Очевидно, что в этом предложении использована только визуальная модальность, да и то слабо. Что будет, если сюда добавить звучания? "Корова выглянула из-за угла и что-то глухо промычала, му!" Однако здесь еще недостаточно кинестетики. Добавим? "Корова, переминаясь, лениво вышла из теплого хлева и глухо промычала, му!" Уже лучше, но можно сделать картинку еще богаче: "Черная корова, переминаясь и мотая головой, лениво вышла из теплохо хлева, глухо промычала и легла в свежий, хрустящий снег".

Речь, собранная из таких живых картинок, остается в памяти собеседника. Чем больше картинок, тем быстрее вас понимает собеседник, однако картинки как быстро приходят в сознание человеку, так быстро и могут уйти. Если вы хотите, чтобы ваши картинки жили дольше, задевали в собеседнике что-то живое и погружались в него, нужно наполнять текст кинестетикой.

Упражнение КВАКание

Если вы работаете на Дистанции, вы возьмете для отработки этих умений упражнение "Квакание" (от аббревиатуры ВАК). Содержание и ОЗР упражнения:

  • Слышу в своей и чужой разговорной речи слова предпочитаемой модальности;
  • Умею делать свою речь сенсорно объемной, обогащая ее всеми ВАК модальностями;
  • Умею выстраивать свою речь на языке партнера, в рамках предпочитаемой им модальности.

Выполнение последнего пункта: 1. Определить временные рамки - сколько времени в день этому уделять. 2. Определить, что контролировать, что выделять из речи собеседника. 3. Сделать запись диалогов в течение дня (при необходимости), либо отрабатывать тоже без диктофона, «в живую». 4. Сделать анализ диалогов. Что говорю я, что говорит собеседник. 5. Сделать «перевод» своих фраз на язык собеседника. 6. Фиксировать, сколько фраз переведено, либо придумать свой способ контроля над выполнением упражнения. 7. Сделать контрольный анализ. 8. Взять для тренировки другого человека. Упражнение считается отработанным, когда легко слышишь «другую речь» и без затруднений переходишь на язык собеседника.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Гость 11 ноября 2013 18:48:15

"У нас пристрастие к словам – совсем не прихоть и не мания; слова необходимы нам для лжи взаимопонимания". И. Губерман. Подобные техники - один из способов манипулирования поведением человека.

Гость 11 ноября 2013 19:05:08

"Чтобы достучаться до кинестетика, в деловых отношениях предусмотрены посещения бани, хороший коньяк — и «по рукам!», в близких отношениях — важно придвинуться к нему (к ней), взять эти руки в свои и, подстроив дыхание, говорить, ссылаясь на свои ощущения." В то же время с кинестетиками нужно быть предельно внимательным. Не все они позволяют брать себя за руку "чужому человеку". Поэтому, прежде чем "трогать руками" надо убедиться, что отношения перешли в стадию "близкие" для кинеститика, а не только для вас.

Гость 6 января 2014 19:56:34

Николай Иванович, спасибо, подача материала просто отличная, настолько погружен был в материал, что отключился от окружающей реальности, хотя сильно шумит системный блок, в комнате очень холодно и по телу проходит озноб, только согревает яркий свет монитора, который дает возможность увидеть замечательную статью "Секреты убедительной речи".

Развитие темы

Самые популярные материалы