Вопросы перехода на компетентностно-ориентированное образование в специализированных школах для одаренных детей

Автор - Т.К. Кудайбердиев, проректор по учебной и научно-исследовательской работе Карагандинского института повышения квалификации и переподготовки государственных служащих и работников образования

The article examines the necessity of Kazakhstan education transition to the competence approach. Here highlights main issues, problems to be solved to update the model of education in special schools for gifted children. This educational environment in competence and oriented school, it is designing a subject and subject interaction type, and it is management of education quality in competence and oriented school.

Мақалада қазақстандық білім берудің құзіреттілік тәсілге көшу қажеттілігі талданады. Дарынды балаларға арналған мамандандырылған мектептердегі білім беру үлгісін жаңарту мәселелерін шешуге арналған негізгі сұрақтар көтеріледі. Бұл- құзіреттілікке бағытталған мектептегі білім беру кеңістігі, бұл- өзара әрекет етудің субъектік түрін құрастыру, бұл- құзіреттілікке бағытталған мектептегі білім беру сапасын басқару.

----

Уважаемые коллеги! С 1 сентября 2015 года мы переходим на 12 летнее обучение. Регламентировать его будет новый стандарт, основанный на компетентностном подходе [1].

Предлагаю обсудить некоторые вопросы, проблемы, связанные с переходом на компетентностно-ориентированное образование специализированных школ для одарённых детей.

В чём же отличия новой компетентностно-ориентированной модели образования от традиционной [2] .

На Слайде №1 показаны основные различия. Если обучение в знаниецентристкой модели – это процесс передачи знаний, умений и навыков, социального опыта, то обучение при компетентностном подходе – это процесс приобретения всеми субъектамиобразовательного процесса опыта решения значимых практико-ориентированных проблем.

Результат в знаниецентристкой модели понимается, прежде всего, как определенная сумма знаний и умений. При этом формируется личность, эффективно функционирующая в условиях стабильного общества. Результат обучения соразмерен с процессом (то есть «что объясняем, то и спрашиваем»).

Результатом при компетентностном подходе становится готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию на следующем этапе обучения. Результат обучения отделен от процесса («объясняем на одном учебном материале, а спрашиваем на ином (часто незнакомом) материале») [3].

Таким образом, в компетентностном подходе акцент ставится нестолько на освоение определённого содержания учебного плана, сколько на способность осмысливать и использовать его для достижения личных целей и для эффективного участия в жизни общества [4].

Всё это правильно! Но у многих, очевидно, возник вопрос: а нужно ли переходить на новую модель образования в школах для одарённых детей, если по результатам олимпиад, соревнований проектов, ЕНТ школы для одарённых детей лидеры и в регионах и в Республике?

Конечно, на этот вопрос каждый ответит по-своему. Мы же провели выборочный мониторинг уровней сформированности ключевых компетенций у старшеклассников гимназий, лицеев и школ для одарённых детей. Результаты показали, что только у 12 – 15% учащихся этих школ они на допустимом уровне. А это показатель недопустимого уровня деятельности школы с точки зрения компетентностно-ориентированного образования и образования, ориентированного на ребёнка [5].

Карагандинские инновационные школы ответили на этот вопрос – утвердительно – да, необходимо переходить от знаниецентриской к компетентностной модели образования. И некоторые свои наработки на этом пути они уже показывали.

Мне же хотелось обратить ваше внимание на 3-и основных вопроса, 3 основные проблемы, которые мы должны решить на пути к компетентостно-ориентированному образованию. Это образовательное пространство в компетентностно-ориентированной школе, это - конструирование субъект-субъектного типа взаимодействия, и это - управление качеством образования в компетентностно-ориентированной школе.

1. Образовательное пространство

На Слайде №2 показана модель развивающей образовательной среды специализированной школы для одарённых детей «Дарын» г. Караганды.

Образовательная среда в компетентностно-ориентированной школе должна характеризоваться субъектностью, то есть отсутствием границ и максимальной степенью свободы выбора. Вместе с тем, также важно придание школьной образовательной среде правового характера, возможно, посредством создания школьных правовых служб, принятия общих норм и ценностей.

Кроме того, образовательное пространство в компетентностно-ориентированной школе должно соответствовать принципу «возрастосообразности». То есть образовательный процесс в основной и старшей школе должен быть спроектирован в соответствии с социально-психологическими особенностями развития учащихся подросткового и старшего школьного возрастов. Главным в подростковой школе должны быть возможности делать и пробовать. Для этого создается комплекс необходимых условий, определенным образом организованное образовательное пространство, в которое входят клубы, секции, мастерские, лаборатории, общества, вузы, колледжи, научные организации,…а так же интегрируется общее и дополнительное образование. Всё это позволяет включаться подросткам в образовательные и допрофессиональные стажировки. Так как в этом

Вместе с тем в компетентностном образовании урок сохраняется как одна из возможных форм организации обучения, но упор делается на расширение применения иных форм организации занятий: сессий, проектных групп, самостоятельной работы в библиотеке, лаборатории или компьютерном классе и др..

В старшей школе центральным местом должны стать библиотека, лаборатории, научные общества. Необходимо наличие большого количество небольших учебных аудиторий, обеспечивающих возможность реализации старшеклассниками индивидуальных образовательных маршрутов. Оснащение учебных аудиторий, мастерских, лабораторий должно осуществляться в соответствии с возрастом.

Также в старшей школе должна существовать внутренняя почта для старшеклассников, технически обеспечивающая взаимодействие учителей и учащихся в образовательном процессе.

Любой предмет в основной школе осваивается на основе модульной, а в старшей – кредитной технологии изучения учебного материала. Применение данных технологий позволяет учащимся самостоятельно анализировать ситуацию, формирует у них культуру выбора, ответственность за принятое решение.

2. Субъект-субъектное взаимодействие в компетентностно-ориентированной школе.

На Слайде №3 показана психологическая структура ситуации взаимодействия, которая может быть как субъект=субъектной, так и субъект-объектной.

Главное в процессе формирования компетенций – диалог (субъект=субъектные взаимоотношения), применение интерактивных образовательных технологий. Поэтому важной составляющей профессиональной компетентности учителя является психологическая компетентность [6].

Компетентностно-ориентированный учитель не претендует на обладание монополией знания, он занимает позицию организатора, консультанта, толкователя «правил игры», «администратора сети», тьютора, он лишь организует процесс.

Ученик сам отвечает за собственное продвижение, становится субъектом собственного развития, в процессе обучения занимает разные позиции внутри педагогического взаимодействия.

Особое внимание при конструировании компетентностно-ориентирован­ной школы важно обращать на взаимодействие с родителями. Главными принципами такого взаимодействия являются принцип открытости и принцип индивидуального подхода к работе с ними. Должна измениться технология проведения родительских собраний (которая запрещает озвучивание итогов).

Родители обучаются методике проектирования и реализации индивидуальных траекторий учащихся. Которые подписываются учащимся, его родителями и директором школы. Именно ИТУ (индивидуальные траектории учащихся) становятся предметом содержательного равноправного сотрудничества всех субъектов образовательного процесса.

3. 'Управление качеством образования в компетентностно-ориентированной школе [7].

Изменение в компетентностно-ориентированной школе в первую очередь должна претерпеть система оценивания индивидуального прогресса каждого ученика, причем не только в учебе, но и личностном/интеллектуальном развитии, профессиональном становлении и в физическом развитии. Оцениваться должно умение ученика решать проблемы, которые ставит перед ним школьная жизнь [8].

В компетентностно-ориентированной школе должна быть создана специальная служба/центр или лаборатория мониторинга качества образования.

Модель управления качеством образования в компетентностно-ориентированной школе должна строиться на всемирно признанной концепции всеобщего управления качеством. На этой же концепции построена система менеджмента качества (СМК).

Именно в СМК разрабатываются стандарты всех процессов компетентностно-ориентированной школы[3]:

  • стандарты образовательной среды (безопасность, комфортность, организация, эстетика, предсказуемость, возрастосообразие, культура);
  • стандарты информационной среды (ИКТ-компетентность учителя, персонала, оперативность информации, единство форматов, система правил и ограничений, организация информационных потоков);
  • стандарты организации процесса (система принятия решений, организация информационных потоков, стандарты организации урока, перемены, дня, недели, месяца, полугодия, года);
  • стандарты учебного и профессионального взаимодействия участников процесса (учитель–ученик, учитель–учитель, учитель–администрация, администрация–учитель, учитель–родитель и пр.);
  • стандарты культуры оформления документации, документооборота, единство орфографического режима;
  • стандарты этики коммуникаций между участниками процесса;
  • стандарты атрибутики, культуры, внешнего вида, поведенческих регламентов.

Изучая соответствие организации образовательного процесса обозначенным стандартам, служба мониторинга определяет точки роста и западающие зоны качества образования [3] (Слайд №4).

Именно западающие зоны определяют поле проблем школы и ложатся в основу управленческих решений. [7]

Уважаемые коллеги! Это основные проблемы, которые нам предстоит решить. Специфика же школ для одарённых детей заключается в том, что их учебный план с личностно-ориентированным компонентом уже создал благоприятные предпосылки для такого перехода. Кроме того, опыт инновационной деятельности показывает, что каждая из них уже апробировала отдельные элементы компетентностно-ориентированной модели: например, кто-то модульную и кредитную технологию обучения, кто-то – имеет хорошие наработки по заполнению личностно-ориентированного компонента, кто-то – создал лаборатории, в которых развивается познавательная, исследовательская деятельность и детей и учителей, кто-то – развивающее образовательное пространство, которое вышло далеко за границы школы и Республики, в том числе и через отработанный механизм полиязычия, кто-то индивидуальную траекторию учащегося и систему её психолого-педагогического сопровождения и т.п.

Некоторые наши наработки представители Карагандинских школ уже не раз показывали на семинарах и тренингах.

Именно успехи в инновационной деятельности привели нас к мысли, что назрела объективная необходимость систематизировать всю нашу работу, сконцентрировав её на разработке и апробации компетентностно-ориентированной модели образования. На наш взгляд, это именно та перспектива, та стратегия, которая будет нас направлять вплоть до 1 сентября 2015 года.

Список литературы:

  1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы. Астана. 2010г.
  2. Галина Голуб, Ирина Фишман Ключевые компетентности учащихся – новый результат образования. Г. Самара. 2003г.
  3. Е. Л. Рачевский Компетентностно-ориентированная школа: пути становления Пермь. 2008Г.
  4. Ковалёва Г.С. Образование, ориентированное на результат: компетентностный подход и функциональная грамотность учащихся. Москва. 2004.
  5. Областная специализированная школа для одарённых детей «Дарын» - школа интеллектуального развития». Программа опытно-экспериментальной работы. Караганда – 2010 г/ Портал Сеть творческих учителей
  6. Кудайбердиев Т.К. Отслеживание содержания процесса обучения и его направленности. Караганда. 2000г.
  7. Кудайбердиев Т.К. Управление развитием содержания регионального образования (Современная казахстанская модель образования) «Мониторинг и оценка качества регионального образования: опыт, проблемы, перспективы»// Сборник материалов республиканской научно-практической конференции. Караганда.2009.
  8. Кудайбердие Т.К. Концептуальные положения Современной Казахстанской модели образования/Портал Сеть творческих учителей.
Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы