Воспитание и развитие ответственности

01 января 2010 г. в 17:12

Фильм "Майор Пэйн"

​​​​​​​

Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку - в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни. Однако субъективно, по крайней мере в детстве и для людей с инфантильным мировосприятием ответственность выглядит мало привлекательно и скорее как нечто внешнее, зачем-то навязываемое взрослыми.

Многие дети не хотят взрослеть, потому что не видят в этом ничего привлекательного. Зачем? Ведь ребенком быть выгоднее?

Что с этим делать? Не пасовать и делать свое родительское дело. Ответственность, как один из важнейших социальных навыков, можно развивать, а при его отсутствии - воспитать.

Ответственность чаще берет на себя тот, у кого есть представление об ответственности, представление о том, что от меня в ситуации конкретно требуется, что от меня ждут. Кроме этого, важна способность это сделать (наличие необходимого опыта, умений и навыков), наличие привычки это делать или наличие той или иной мотивации. Воспитание ответственности - привитие вначале способности, а потом желания и привычки брать на себя трудные моменты жизни. Как любой навык, навык ответственности нуждается во внешней поддержке и в умении (готовности) человека учиться - как на своих, так и на чужих ошибках.

Ответственным - не рождаются, ответственным - становятся. Общая техника безопасности: развивать ответственность нужно и правильно, важно только помнить, сколько ответственности в какой ситуации правильно взять на себя. Развитие ответственности - давать (себе или другому) все время возрастающие нагрузки, сохраняя при этом каждый раз успешность. Развивая желание и способность нести груз ответственности. Держать общее направление поможет статья Уровень личной ответственности

Любая способность развивается в процессе тренировки, поэтому ответственность развивается тогда, когда человек так или иначе берет или на него нагружают ответственность. Не надо перегружать ребенка ответственностью, но и нельзя отступать перед нежеланием ребенка взрослеть и брать на себя дополнительные нагрузки. Приемы:

  • Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда нет другого жизненного выхода, кроме как оказаться ответственным. Хочешь выжить - бери на себя работу ответственности. Обстоятельства требуют. Приходит понимание: за тебя никто ничего не сделает. Помогает опыт самостоятельности: или накормишь себя, или останешься голодным.
  • Нагрузить ответственностью. Назначить ответственным в ситуации, когда неудобно отказаться. Смотри видео «Кадет Стоун, принимайте управление взводом!»
  • Обменять на права. Новые, привлекательные права даются в обмен на ту или иную новую ответственность.
  • Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда ответственность оказывается внутренне (морально) обязательной. Остался без родителей, рядом младший брат, еще более бестолковый, чем ты - но все-таки брат. Результат - беру за него ответственность. История Как я решил стать завхозом…
  • Не забыть взять ответственность на себя помогает фоновое: "Если бы я любил". Отвечать за близких и любимых людей естественно, такая ответственность не висит грузом и не давит, а воспринимается легко. Осуществляется просто: каждый раз, когда произошло что-то неприятное или трудное спрашивать себя - а если бы рядом был бы мой отец? мой брат? мой близкий друг? как бы я тогда поступил? и дальше поступать созвучно своим ответам.
  • Воспитание ответственности
  • Ответственность в человеческой жизни

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Педагогика ответственности"
01 окт. 2022 г.
Педагогика ответственности - учет личностных особенностей в распоряжении ответственности.«Не важно, где ты сейчас, важно в какую сторону ты движешься». Два крыла этой педагогики - Тренировка (Бери по максимуму!) и Бережность (Не нужно перегружать себя ответственностью: кто будет лечить тебя потом?).
0Подробнее →
Картинка к "Развитие личной ответственности"
01 окт. 2022 г.
Развитие личной ответственности - приучение себя выполнять свои обязательства и платить за последствия своих действий. Развитие личной ответственности имеет несколько направлений. Во-первых, это развитие обязательности, приучение себя фиксировать свои обязательства, выполнять свои обязательства и платить за последствия своих действий.
Картинка к "Сыну двенадцать: воспитание ответственности"
01 янв. 2012 г.
Давайте думать о том, что мы желаем нашим детям счастья!
Картинка к "Твой выбор - твоя ответственность"
01 янв. 2010 г.
Представьте себе: малыш сыт и сух. Он здоров и весел, вы как раз полчаса его развлекали.
Картинка к "Упражнение «Железное слово»"
10 окт. 2017 г.
Мое слово - кремень. Я отдаю себе отчет, что если я взял обязательство, для меня дело чести его выполнить. Данное упражнение возвращает привязку слова к последствиям его нарушения. Формируется причинно-следственная связь: нарушил слово - получил негативные последствия.
Картинка к "Уровень личной ответственности"
31 дек. 2005 г.
Ответственности можно и нужно учиться, как любому другому жизненному навыку, и хорошим ориентиром может служить описание уровней личной ответственности. Нулевой уровень – жизнь в формате Иждивенца, отказ от любой ответственности, уверенность, что кто-то обязан о вас заботиться и решать ваши проблемы. Попросите окружающих поставить вам оценку по этому пункту, обычно после этого появляется много вопросов и к ним, и к самому себе / самой себе.
Картинка к "Воспитание взрослости"
01 окт. 2022 г.
Психологический инфантил — это ребенок, который настоял на своем праве оставаться ребенком всегда.