Воспитание и дрессировка

Дрессировка - один из элементов воспитания. Дрессировка направлена на отработку умений до автоматизма, перевод их в навыки. Воспитание же - гораздо шире. Воспитание включает в себя дрессировку, но использует и многие другие формы влияния: объяснение, вовлечение, внушение, заражение…

Если бабушка настойчивостью и похвалой приучает маленького ребенка пользоваться горшком (либо, постарше, мыть руки перед едой), то есть нечто определенно позитивное, обычно это называют просто процессом воспитания, а не дрессировкой.

Общие черты в воспитании и дрессировке

При воспитании и дрессировке желаемое поведение подкрепляют наградой, нежелательное - наказанием. Плюс объясняют за что или что требуется, то есть дают картинки и направление.

За хорошее поведение детей хвалят и дают конфеты, за плохое бьют словами, интонациями, по-разному. (Важно, чтобы на уровне ощущений были отложены ОБА полюса, иначе эффекта воспитания не получится). При этом не только дают конфеты и бьют. Но и объясняют (вставляют внушения):

  • что делал - «плохо» или «хорошо»;
  • почему это было «плохо» или «хорошо»;
  • и как, какими словами это называется у порядочных, воспитанных, хороших людей;
  • а хорошие — это те, кого не бьют; плохие — кого бьют.

Сравнительная оценка дрессировки

Если сравнивать дрессировку и воспитание, можно отметить плюсы и минусы у обоих подходов. См.

===

​​​​​​​Место дрессировки в процессе воспитания ===

Дрессировка - естественная часть любого процесса приучения, а именно та часть, где воспитатель действует без обращения к разуму, воздействуя на механизмы, общие и у человека, и животных. Там, где можно обратиться к разуму человека, глупо использовать дрессировку. Но там, где разум у человека не работает или мешает, воспитателя выручает дрессировка. См.

Подкрепление в воспитании детей

Подкрепление - обязательное условие любого научения и обучения. Главное правило: "Что подкрепляем - то и получаем". Когда родители подходят к ребенку, они подкрепляют то поведение, которое в это время делает ребенок. Если родители подходят к маленькому ребенку, когда он улыбается, берут его на руки, когда он тянется к ним, разговаривают с ним, когда он гулит с ними - они воспитывают спокойного, веселого, позитивного и любящего ребенка. Если родители сильно заняты и подходят к ребенку, только когда он закричал или описался, они воспитывают того, кто будет все чаще плакать и писаться. См.

Экспериментальные исследования

  1. Проверка эффективности жетонной системы подкрепления как средства модификации поведения
Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы